Урок литературы в 8 классе на тему: » Образ Германна в повести А. С. Пушкина » Пиковая Дама». Краткое изложение текста

Тема урока: Образ Германна в повести А. С. Пушкина «Пиковая Дама»

Форма урока: урок-беседа

Задачи урока:

1) развивать речевые навыки ;

2) развивать умение обобщать факты;

3) формировать навык составления психологического портрета Германна;

4) добиться понимания учащимися того, что преступление против человека убивает в преступнике личность;

5) пробудить чувство ответственности за свою собственную жизнь, за свои поступки.

Оборудование урока: иллюстрация художника А. Бенуа к повести «Пиковая Дама», три карты

, свеча

Оформление доски:

Эпиграф: Деньги, — вот чего алкала его душа! А. С. Пушкин «Пиковая Дама»

Строки, характеризующие Германна:

1) «Он был………. и…………, и товарищи его редко имели случай посмеяться над его излишней…………».

2) «………., …………….. и…………..: вот мои три верные карты, вот что утроит, усемерит мой капитал и доставит мне………… и………….».

3) «……….. у него профиль………….., а душа…………».

Ход урока

I. Оргмомент .

II. Работа над составлением психологического портрета Германна.

Ученики

называют основные черты характера героя. Один ученик работает с предложениями у доски, вставляет пропущенные слова .

— Что значит честолюбие? .

— Какова цель жизни Германна? .

— Что поможет, по мнению Германна, обрести покой и независимость?

.

— Какими средствами герой хочет добиться покоя и независимости? .

— Что меняется, когда Германн узнает анекдот о 3 картах? .

— Но как Герману попасть в Дом графини? .

— Для чего Пушкин вводит в повествование образ Лизы? .

III. Игра «Литературная дуэль».

Вступительное слово учителя о правилах дуэли. .

Лиза Германн

1) Кем вы приходитесь графине? Почему Пушкин называет вас домашней мученицей?

2) Почему вы решились ответить на письма незнакомого человека?

3) Любили ли вы Германна? 1) Вы вступили в переписку с Лизой. Что представляло собой ваше первое письмо?

2) А остальные ваши послания? Неужели в них не было ни капли искренности?

3) Не прошло и трех недель с той поры, как Лиза впервые увидела вас в окошко, а вы уже успели вытребовать от нее ночное свидание. Что вы чувствовали, когда дожидались назначенного часа?

Микровывод: Первое злодейство Германна — он обманул Лизу, ему удалось внушить девушке чувство любви, и тем ужаснее истина: «Деньги, — вот чего алкала его душа».

— Итак, Германн в доме графини.

IV. Инсценирование эпизода «Разговор Германна с графиней».

— Что готов предложить Германн графине в обмен на тайну?

— Виновен ли Германн в смерти графини?

— А как думает Лиза, А. С. Пушкин? Именно после убийства старухи Германна сравнивают с Наполеоном и Мефистофелем?

— Кто такой Наполеон?

— Кто такой Мефистофель?

— Почему Германна сравнивают с Наполеоном и Мефистофелем?

Микровывод: второе злодейство — Германн убил графиню.

V. Самостоятельная работа.

Ученики составляют таблицу:

Чувства Германна до встречи с графиней После убийства графини После выигрыша

Спокоен. В сердце его отозвалось нечто похожее на угрызения совести и снова умолкло. Он окаменел. Он не чувствовал угрызений совести при мысли о мертвой старухе. Одно его ужасало: невозвратная потеря тайны, от которой он ожидал обогащения.

Не чувствуя раскаяния, не мог совершено заглушить голос совести. Хладнокровие.

— Для чего Германн идет на отпевание старухи?

— Можем ли мы сказать, что пока еще в душе героя идет борьба добра и зла?

— Графиня не открыла Германну тайну 3 карт. Почему?

— Но Германн все же знает карты. Это «тройка», «семерка», «туз». Почему в сознании Германна появились именно эти карты?

— Какие чувства испытывает Германн после выигрыша?

Микровывод: Германн превращается в существо, не способное любить, сожалеть о содеянном. Третье злодейство Германна — он убил в себе человека. Идея обогащения уничтожила в нем все человеческие чувства.

— Случайно ли Германну вместо «туза» выпала «пиковая дама»?

Ученики рассматривают иллюстрацию А. Бенуа, высказывают свои соображения по поводу рисунка.

— Можно ли с помощью преступления обрести покой, независимость, счастье?

VI. Итог урока.

В повести «Пиковая Дама» А. С. Пушкин впервые в русской литературе затронул тему злодеяния, тему пре-ступления и показал, что зло порождает зло, преступление против человека ведет к отчуждению от общества, от людей, убивает в самом преступнике человека.

VII. Домашнее задание.

Ответить на вопрос: «Существуют ли причины, способные оправдать преступление?»

VIII. Выставление мотивированных оценок.

‹ Читая Роман «Евгений Онегин»… Вверх

А. С. Пушкин Методические материалы

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Урок литературы в 8 классе на тему: » Образ Германна в повести А. С. Пушкина » Пиковая Дама». Краткое изложение текста