Урок для 5 класса по теме: «Праздник и народные гулянья» — скачать бесплатно
СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ КОММУНИКАЦИЙ
Конспект урока
Изобразительному искусству
По ____________________________________
Тема урока __ Праздник и народные гулянья ______
Дата проведения урока «_ _» _____ Февраля _____20_ 11 Г.
Класс______ 5 А, 5 Б, 5 В _____________________________
Программа_______ Неменский Б. Н. ___________________
Ф. И. О. студента Шемякина Вера Александровна _________
Группа ____ 631 __________________________
Ф. И. О. учителя-наставника
__ Ратикова Ирина Николаевна
Ф. И. О. руководителя практики
__ Чурсина Эльвира Сазитовна /____________/
2015-2015
Тема урока ____ Праздник и народные гулянья
Цель Познакомить учащихся с главными русскими народными праздниками, их символическим значением и местом в жизни наших предков.
Задачи урока:
Воспитывать нравственно — эстетическое отношение к миру, любовь к Родине и ей истории;
Учить работать в малом коллективе, группе;
Развивать навыки декоративно — прикладного искусства;
Развивать творческую активность, фантазию.
Тип урока____ Комбинированный ______________________________
Методы
Оборудование урока для учителя___ Наглядные пособия с изображением праздников, диск с фотографиями, аппаратура для просмотра фотографий, музыкальные отрывка, музыкальное сопровождение.
Оборудование урока для учащихся___ Дневник, альбом, ручка, карандаш, ластик, краски.
Оформление классной доски
Праздник и народные гулянья |
Работы учеников по данной теме |
План урока:
Организационный момент
Введение новой темы :
Беседа о русских народных праздниках и обрядах, их истории и символическом значении
Постановка художественной задачи для коллективной работы
Практическая часть :
3.1 Исполнение эскиза праздничного костюма
Подведение итогов урока :
4.1 Игра «Угадай мелодию»
4.2 Подведение итогов
4.3 Получение домашнего задания
Этапы урока | Дидактическая задача каждого этапа урока | Методы и приемы, используемые на каждом этапе урока | Содержание этапа |
Организационный момент — 2 минуты | Сконцентрировать внимание детей на себе, привести в Порядок дисциплину, организовать детей к уроку, проверить готовность к уроку. | Словесно — практический: использование игровых элементов для организации урока. | Здравствуйте Дети. Начинаем мы с проверки готовности к уроку. У вас должны быть на парте дневник, альбом, карандаш, ластик, все остальное вы убираете в портфели. Так, а теперь не забываем про мобильный этикет, выключаем или ставим на беззвучный режим телефоны и убираем их в сумки. И какой же ряд у нас готов быстрее всех? Первый ряд может садиться, второй готов может садиться, и третий ряд тоже. Сегодня на уроке я предлагаю вам хорошо отвечать на вопросы, потому как за каждый правильный ответ вы будите получать жетоны, и у кого в конце будет больше всех жетонов, того ожидает сюрприз. И не забудьте, засчитываются ответы только с поднятой руки. Вот теперь начнем наш урок. |
Введение новой темы — 16 минут | Сконцентрировать внимание детей на себе, заинтересовать темой. Разбор нового материала, поддержание беседы. | Словесный: беседа о русских народных праздниках и обрядах, их истории и символическом значении.. | Делу время — потехе час, — о чем гласит нам эта старинная пословица?
Да умели русские люди работать, умели и отдыхать. А когда у нас русский народ отдыхает? Тема нашего сегодняшнего урока «Праздники и народные гулянья». А назовите мне основные русские народные праздники? В истории русского народа значимое Место занимают языческие праздники. А кто может сказать почему? В древности люди одухотворяли природу, наделяли ее сверхъестественными способностями. Назовите мне весенний праздник, связанный с природой и небесным телом? На Масленицу праздновали и восхваляли солнце за победу над зимою. Это был большой праздник с песнями и плясками, хороводами вокруг чучела. Голосистые песняры завлекали всю округу на праздник. И главными атрибутами масленицы считаются… . Круглые румяные блины…кстати, а почему блины круглые? А посмотрите, как одевались на масленицу, яркие наряды так и говорят нам о приходе весны!
А отгадайте что это за праздник?! Его еще называли днем невест. В этот день все девушки и молодые бабы, запасшись съестными припасами, собирались на каком-нибудь излюбленном месте деревенской улицы и пели песни-веснянки , водили хороводы и устраивали разнообразные игры и пляски. Правильно, это Красная горка! А кто знает, откуда она получила такое название? и требища , отсюда и пошли горки. А красные они нызывались почему? В славянских наречиях слово «красный» употребляется в значении «красивый, цветущий, веселый, отрадный», в отличие от чермного, червонного, алого, багряного цвета).
А летом отмечали такой знаменитый праздник Ивана Купалы! Иван Купала считался праздником поклонения огню и воде. Ходило поверие, что если прыгать через костер, то огонь очистит тебя, а если искупаться в воде, то она омоет тебя. Но поздно ночью нельзя было купаться. Могли русалки на дно утащить!
Но самым массовым и веселым праздником считалась Ярмарка. Ярмарки на Руси отличались по времени года, по виду товаров, по своим размерам. Некоторые ярмарки продолжались больше месяца. Кроме участников купли-продажи на ярмарки стекалось много «обслуживающего персонала»: продавцов снеди, носильщиков, грузчиков, ростовщиков, увеселителей. С разными свистульками и пищалками бродили по площади торговцы-мальчики.
На ярмарке наряду с торговыми палатками возводились трактиры, кабаки, качели, карусели, цирковые и эстрадные балаганы. Ярмарка привлекала и «тюремный люд»: воров, шулеров, нищих, безработных. Торговля всегда сопровождалась музыкой, играли дудки да трещотки, танцы, игры. Выступали кукольники, вожаки медведей, музыканты, балагуры. А костюмы на ярмарку были очень веселыми, самыми красочными!
|
Практическая часть — 15 минут | Поддержание дисциплины и порядка на уроке, развитие творческих навыков | Практический: работа с классом, помощь в разработке эскизов. | Сейчас, мы будем рисовать участника определенного праздника. Я раздам вам шаблон человека, он будет вам помощью при изображении человека. 1 группа будет изготавливать участников на масленицу, 2 группа на красную горку, 3 на Ивана Купала, и 4на ярмарку. Перед вами этапы выполнения работы: 1.определяем положение листа, 2. обводим шаблон, 3. в общих чертах рисует праздничный наряд характерный вашему празднику, 4. прорисовываем детали, изображаем лицо. Девочки готовят костюм женский, Мальчики мужской. Сегодня мы готовим только эскиз, не в цвете, только графически. Образцы костюмов для ваших праздников я вам раздаю. И предлагаю вам приступить к работе. |
Подведение итогов— 7 минут | Анализ проделанной работы, закрепление пройденного материала. | Словесно — игровой: использование игры, для проверки полученных знаний, подведение итогов, составление цветка — настроения. | Сейчас мы убираем карандаши в сторону, закрываем альбомы, на этом наша работа на сегодня закончена. Откройте дневники и запишите д/з: доделать дома эскиз кто не успел, принести ножницы, все художественные принадлежности. Вы узнали много интересных праздников сегодня, и сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «угадай мелодию». Я буду включать вам музыкальную композицию, а вы должны будите сказать к какому празднику ее можно отнести. А теперь подсчитаем ваши жетоны. И победитель у нас… награждается званием Знайкин. А теперь по нашей традиции я предлагаю составить цветок настроения. Отлично! И вот уже звенит звонок — всем спасибо за урок! |