«Тлетворное влияние тирании»

Д Раматические события 1825-1826 годов не могли не сказаться на мироощущении Пушкина. Из Михайловского он с волнением писал А. Дельвигу: «С нетерпением ожидаю решения участи несчастных и обнародование заговора. Твердо надеюсь на великодушие молодого нашего царя. Не будем ни суеверны, ни односторонни — как французские трагики; но взглянем на трагедию взглядом Шекспира».

Это означало многосторонне разобраться в случившемся, понять смысл, причины и следствия происшедшего. Через некоторое время Пушкин выскажет Дельвигу свои опасения

за судьбу близких ему людей: «Но что Иван Пущин? Мне сказали, что 20, то есть сегодня , участь их должна решиться — сердце не на месте…»

О своей потрясенности приговором поэт сообщил П. А. Вяземскому: «…повешенные повешены; но каторга 120 друзей, братьев, товарищей ужасна». Здесь и о своей духовной близости к сосланным, и о суровости приговора. Мысль о декабристах, их судьбе неотступно преследовала Пушкина. Он искал могилу казненных и месту их захоронения посвятил свое незавершенное стихотворение «Когда порой воспоминанье…». Хотя Пушкин никогда не был сторонником «бунта революции», выступление

на Сенатской площади во многом обусловило последующую проблематику его произведений.

В условиях подекабрьской действительности «особенную остроту… приобретала, по мнению Б. П. Городецкого, — проблема ценности человеческой личности, места человека в мире, его права на жизнь и права на его жизнь со стороны другого человека». Эти вопросы затрагивались в прозе , лирике , поэме «Медный всадник», маленькой трагедии «Моцарт и Сальери», историческом исследовании «История Пугачева».

«Анчар» написан в 1828 году, напечатан лишь в 1832-м. Шеф жандармов Бенкендорф настороженно отнесся к данной публикации. Он просил Пушкина ответить, как могло появиться это стихотворение без «высочайшего дозволения» царя.

Но не только у жандармской цензуры «Анчар» вызывал определенные ассоциации. Сюжет стихотворения живо напоминал современникам о недавно разыгравшейся драме. Стихотворение, быть может, единственное творение в лирике поэта, в котором зло торжествует. Не случайно Пушкин не оставил никакого комментария к этому произведению.

Раскрыть его смысл не было возможности.

Композиция «Анчара» делится на две части, органически взаимосвязанные. В первой — детальное описание древа яда, несущего гибель всему живому; во второй — повествование о владыке и рабе, посланном за ядом к анчару.

В анчаре нет ничего мистического. Это реально существующее зло в природе, как землетрясение, извержение вулканов и ураганы, сметающие все на своем пути.

В описании древа яда поэт предельно конкретен и точен:

В пустыне чахлой и скупой, На почве, зноем раскаленной, Анчар, как грозный часовой, Стоит, один во всей вселенной.

В одном из вариантов было: «В пустыне тощей и глухой». Пустыня не богата растительностью. Отсюда и определение Скупая, а эпитет Чахлая означает: вянущие, сохнущие от отсутствия влаги, сожженные солнцем растения. Последующая строка разъясняет, уточняет определение Чахлая :

На почве, зноем раскаленной…

Был вариант: «На почве мертвой раскаленной». Но ведь в пустыне почва не мертва. Она рождает скудную и тощую растительность.

Природа жаждущих степей Его в день гнева породила…

Жаждущих Степей — Жаждущих влаги и защиты от нестерпимого зноя. Был другой вариант этих строк:

Природа Африки моей Его в день гнева породила…

В стихотворение вторгся элемент личный, биографический, что несколько нарушило бы тональность произведения.

Древо яда — противоестественное явление природы. Зелень его ветвей — мертва, кора и корни пропитаны ядом. Все, соприкасающееся с анчаром , становится гибельным для окружающего. Животные и птицы избегают приближения к анчару — инстинкт самосохранения предостерегает их от опасности:

К нему и птица не летит, И тигр нейдет…

Анчар порожден природой, но отъединен от всего живого. Вокруг него нет жизни.

Но человека человек Послал к анчару властным взглядом…

В одном из вариантов вторая строка звучала так: «Послал к анчару властным словом». Владыке не нужно слов, объяснений, достаточно одного взгляда, чтобы раб выполнил его желание.

В первой строке оба слова интонационно выделены, а инверсия еще больше оттеняет чудовищный парадокс: человек человека обрек на гибель.

И тот послушно в путь потек И к утру возвратился с ядом.

Рабу объявлен смертный приговор — идти к анчару, а он безропотно послушен воле владыки. В психологии раба главное — повиновение, послушание.

Скупо, но емко автор изобразил предельную усталость, физические страдания и самообладание раба после его возвращения:

Принес он смертную смолу Да ветвь с увядшими листами, И пот по бледному челу Струился хладными ручьями; Принес — и ослабел и лег Под сводом шалаша на лыки…

Ни слова ропота! И даже в последние минуты жизни раб выразил свою безмерную преданность господину:

И умер бедный раб у ног Непобедимого владыки.

Автор рассказал о неприхотливом быте раба: шалаш, лыки, на которых он сидел и отдыхал. При всей сдержанности авторских оценок его сочувствие к рабу очевидно:

И пот по бледному челу Струился хладными ручьями… И умер бедный раб…

Во владыке подчеркнуты властность, равнодушие к судьбе человека, злобность и агрессивность. Зло, которое несет князь, превосходит природное зло. Анчар лишь губит все живое в пределах своего обитания, а князь шлет гибель за границу своих владений, посылает отравленные стрелы не врагам, а соседям.

Пушкин еще в юности усвоил то, что излагал на своих лекциях профессор Куницын: «Кто нарушает свободу другого, тот поступает против его природы… Всякое нападение, чинимое несправедливо на человека, возбуждает в нас негодование» . Этим негодованием к владыке проникнуто стихотворение «Анчар». Поэт не рисует его портрета, князь ничего не говорит, а лишь чинит зло.

Стихотворение раскрыло основное противоречие своего времени: право одного человека распорядиться судьбой других. Право помещика вершить участь крепостного, право царя решать судьбы своих, да порой и чужих граждан. Сила пушкинского обобщения вышла за пределы своего времени.

Обстоятельства, когда человек человека посылает, приказывает содеять зло, и по сей день не единичные явления в мире.

Силу обобщения пушкинского стихотворения, отсутствие в нем поучения в свое время отметил И. С. Тургенев. Писательница А. Н. Луканина в своих воспоминаниях об Иване Сергеевиче привела его высказывание о своеобразии поэзии Пушкина: «У него нет ни одного стихотворения… где бы он начал описывать что-нибудь из обыденной жизни или вообще что-нибудь совершающееся вокруг него и потом сказал бы: «Так и во мне…» и т. д. Возьмите «Анчар» Пушкина. Он тут хотел изобразить тлетворное влияние тирании, между тем он окончил так:

А князь тем ядом напитал Свои послушливые стрелы И с ними гибель разослал К соседям в чуждые пределы.

Не сказал он : «Так тирания гнетет и умерщвляет все вокруг себя»» .

Значительность затронутой в стихотворении социальной проблемы обусловил и отбор словаря. Здесь и славянизмы, и книжные слова: Вселенной, древо, жаждущих, породила, оросит, тлетворный, дремучим, властным, струился, челу, хладными, сводом, напитал, владыка, чуждые, пределы.

Обратим внимание на неоднократное повторение союза И, которое усиливает экспрессию художественного текста: К примеру:

Принес — И ослабел И лег Под сводом шалаша на лыки, И умер бедный раб у ног Непобедимого владыки.

Таких примеров в произведении много.

Подлинная лирика всегда стремится рассказать о явлениях жизни «как можно короче и как можно полнее». Вот и «Анчар», о котором вполне можно сказать словами Белинского: «У Пушкина никогда не бывает ничего лишнего, ничего недостающего, но все в меру, все на своем месте, конец гармонирует с началом, — и, прочитав его пьесу, чувствуешь, что от нее нечего убавить и к ней нечего прибавить» .

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: «Тлетворное влияние тирании»