«Тартюф, или Обманщик», анализ комедии Мольера

Созданная в 60-е годы XVII века комедия «Тартюф, или Обманщик» стала одной из самых известных пьес французского драматурга. В ней Мольер подверг беспощадной критике наиболее отвратительные человеческие пороки: лицемерие, жажду наживы, подлость, глупость, сладострастие, эгоизм, робость.

Каждый из героев комедии является носителем одной, доминирующей черты характера. В этом разделении персонажей на положительных и отрицательных обнаруживают себя главные черты классицизма — литературного направления, не предполагающего психологического

развития характеров. Центральный герой — Тартюф — предстает перед читателем существом, лишенным каких бы то ни было человеческих достоинств.

Мнимый святоша является вместилищем целого сонма пороков: он пылает страстью к жене своего благодетеля, он не гнушается ограбить того, кто дал ему стол и кров, наконец, он не боится ни земной власти, ни небесного суда, греша и перед людьми, и перед Богом. Жизненный девиз Тартюфа: «Греши тихо, и все сойдет тебе с рук!». Гнусному обманщику в комедии противопоставлена горничная Марианы, Дорина — девушка умная и бойкая на язык. Ей одной на протяжении всех пяти действий

удается хотя бы на словах противостоять Тартюфу.

Остальные персонажи не могут справиться с ним целой семьей: глава знатного семейства Оргон — слишком легковерен и глуп, чтобы разглядеть чужую подлость; его сын Дамис — не в меру порывист и горяч; его дочь Мариана — напротив, робка и стыдлива; его жена Эльмира предпочитает занимать отстраненную жизненную позицию и не волноваться из-за таких пустяков, как чужая любовь и подлость. Брат Эльмиры, Клеант, как и большинство дворян, честен и умен, но лишен внутреннего дара убеждения. Жених Марианы Валер, как человек благородный, даже и не помышляет о том, чтобы вывести Тартюфа на чистую воду, ведь он тем самым вмешается в дела чужой семьи. Каждый из героев комедии до самого конца ведет себе так, словно не смеет поверить в невероятное лицемерие мнимого святого и непроходимую глупость его покровителя Оргона. Когда в финале семья оказывается на грани разорения и ареста, только вмешательство короля разрубает сеть злостных интриг Тартюфа.

В этой развязке Мольер обнаруживает себя как истинный классицист: он наделяет монарха целым рядом достоинств — правдолюбием, прозорливостью, обостренным чувством справедливости, любовью к добру. В каком-то смысле король становится в комедии Мольера Богом, именем которого прикрывается Тартюф, чтобы добиться желаемого богатства и женщины.

Комедийный жанр не мешает «Тартюфу, или Обманщику» органично входить в классицистическую систему произведений. Напротив, обращение к «низким» слоям литературного творчества позволило Мольеру представить перед зрителем образец социальной комедии, в которой одинаково хорошо показана и внутренняя несостоятельность высшего общественного класса, и неиссякаемая жажда жизни класса низшего . Герои «Тартюфа» — это не возвышенные герои высоких классицистических жанров, это самые обычные люди, живущие своей маленькой, частной жизнью, но не становящиеся от этого менее интересными.

К числу классицистических черт в «Тартюфе» относится и принцип трех единств — времени, места и действия. Художественное время комедии не превышает суток. Художественное пространство ограничено домом Оргона, куда при необходимости приходят все остальные персонажи — г-жа Пернель, Валер, судебный пристав — г-н Лояль, посланный королем офицер. Сюжет «Тартюфа» развивается на «едином дыхании»: события сменяют друг друга настолько естественно, насколько это вообще возможно.

При этом композиция произведения отличается особой оригинальностью: в первом действии зритель знакомится с проблемой под названием «Тартюф» со слов семьи Оргона, во втором становится свидетелем того, насколько пагубным является влияние мнимого святого на жизнь знатного семейства, в третьем — наконец-то, появляется сам Тартюф и обнаруживает свою истинную суть перед Дамисом, в четвертом — Оргон убеждается в подлости Тартюфа, в пятом наступает долгожданная развязка, начинающаяся с трагедии и заканчивающаяся стандартным для классицизма финалом — торжеством добра над злом.

Собственно комедией «Тартюф, или Обманщик» является в первых четырех действиях. Пятое действие больше похоже на трагедию. В нем нет ничего смешного, и даже постоянно звучащий, издевательский голос Дорины слышен в пятом действии не так отчетливо.

Горничная Марианы является в комедии настоящим рупором разума, не боящимся говорить правду в лицо всем, кто в этом нуждается. Большинство комедийных ситуаций в «Тартюфе» связано с художественным образом Дорины и ее едкими комментариями, обнажающими истинную суть происходящего.

Особое место в «Тартюфе» занимают антиклерикальные идеи. Под личиной главного злодея комедии скрывается хорошо знакомый многим образ хитрого и жадного до жизненных удовольствий монаха, который лишь прикрывается верой для совершения своих подлостей. Первоначально Тартюф и был священником, но под воздействием недовольных религиозников Мольер изменил его образ на мирской, сделав героя просто «благочестивым человеком». По меткому замечанию Дорины, Тартюф — не один такой лживый общественный персонаж: знакомая г-жи Пернель, некая старушка Оранта, не грешит просто потому, что уже вышла из того возраста, когда могла бы это делать.

Шурин Оргона, Клеант, ведет себя в комедии как истинный верующий: он периодически пытается оперировать основными христианскими положениями, позволяющими ему обличать лицемерие Тартюфа и глупость Оргона. Вот только последний слишком ослеплен мнимой святостью своего кумира, а первый — слишком хитер, чтобы попасться на удочку честного человека.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: «Тартюф, или Обманщик», анализ комедии Мольера