СВЕТ ЛЮБВИ В РАССКАЗЕ О. ГЕНРИ
«ДАРЫ ВОЛХВОВ»
…только любовью держится и движется жизнь. И. С. Тургенев
Самое меньшее благо в жизни — это богатство; самое большее — мудрость. Г. Э. Лессинг
Цель урока: познакомить учащихся с произведением О. Генри, закрепить понятия «экспозиция», «завязка», «кульминация», «развязка», «композиция». Учить выявлению авторской позиции. Учить размышлять о внимательности, любви, мудрости. Вместе с детьми вспомнить евангельскую легенду и поискать ее отголоски в тексте рассказа. Развитие речи и творческой
Активизировать интерес к творчеству О. Генри.
Оборудование: можно использовать репродукции картин Альбрехта Дюрера «Поклонение волхвов» , Паоло Веронезе «Поклонение волхвов» , Б. Добровольского «Поклонение волхвов» .
Ход урока. Самый известный рассказ американского писателя О. Генри, с которого обычно начинаются все сборники его произведений, — «Дары волхвов». Чем же так привлекает издателей и читателей этот рассказ?
О чем он? Стоит сразу же сказать, что отличительная черта О. Генри-художника — талант юмориста: во всех его произведениях присутствуют шутка, ирония,
Итак, прикоснемся к наследию американского юмориста.
1. Но сначала вспомните, КТО ТАКИЕ ВОЛХВЫ? Волхвы, согласно евангельской легенде, — это мудрецы , которые пришли поздравить родившегося Иисуса Христа.
2. Вспомним евангельскую легенду. ЧТО ПОДАРИЛИ МЛАДЕНЦУ ВОЛХВЫ? Они подарили ему золото, ладан и смирну. Это были очень ценные, дорогие дары, они символизировали саму важность рождения Иисуса Христа. Ладан — ароматическая смола, которая при сгорании дает ароматный дым.
Применяется во время богослужения. Миро — благовонное масло, употребляемое при совершении таинства миропомазания.
3. ПОЧЕМУ У РАССКАЗА ТАКОЕ НАЗВАНИЕ? С ЧЕМ ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ СВЯЗАНО? Возможно, действие рассказа происходит в канун Рождества, название рассказа говорит о том, что в произведении речь пойдет о подарках. А теперь обратимся к тексту. Ну что, оправдало начало рассказа ваши предположения, связанные с его названием?
С самого начала автор уже подшучивает над нами. Он не стал рассказывать евангельскую легенду по-своему, он написал новую рождественскую историю.
4. ЧТО МЫ УЗНАЛИ О ГЕРОЯХ ЭТОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ? Это молодая супружеская пара. Они живут очень скромно, так как им приходится считать каждый цент.
Делла очень хочет сделать своему мужу подарок на Рождество.
5. ПОЧЕМУ ДЕЛЛА ОТРЕЗАЕТ СВОИ ВОЛОСЫ ? Она любит Джима и не может оставить его без подарка в такой замечательный праздник. Стоит отметить, что Рождество — один из самых любимых праздников у христиан всего мира. Его принято отмечать в кругу семьи, с близкими и любимыми людьми, и делать друг другу подарки, так как Христос, по преданию, родившийся в эту ночь, символизирует для верующих Любовь.
6. ПОПРОБУЙТЕ ПРЕДПОЛОЖИТЬ, КАК ДАЛЬШЕ БУДУТ РАЗВИВАТЬСЯ СОБЫТИЯ. Читаем рассказ до конца.
7. ВСПОМНИТЕ, ЧТО ТАКОЕ КОМПОЗИЦИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ. Это построение произведения. Композиция включает в себя сюжет и внесюжетные элементы .
8. ИЗ КАКИХ ЭЛЕМЕНТОВ СОСТОИТ РАССКАЗ? НАЙДИТЕ ИХ В ЭТОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ. Экспозиция — описание интерьера квартиры, поведения Деллы. Завязка — событие в развитии фабулы, определяющее начало конфликта между действующими лицами, — решение Деллы отрезать волосы: «Быстрым движением она вытащила шпильки и распустила волосы».
Затем идет продолжение экспозиции — рассказ о семейных сокровищах. Развитие действия — поступки Деллы . Кульминация — момент наивысшего напряжения в развитии фабульного действия, максимально обостряющий конфликт. В композиции происходит перелом, подготавливающий развязку.
В тексте этот момент начинается со слов: «Джим неподвижно замер у дверей…» — до слов: «…он просто смотрел на нее, не отрывая взгляда, и лицо его не меняло своего странного выражения». Развязка — в развитии фабулы художественного произведения — разрешение конфликта между действующими лицами. «Делл, — сказал он, — придется нам пока спрятать наши подарки, пусть полежат немножко… А теперь, пожалуй, самое время жарить котлеты».
9. ЧТО В ПРЕДСТАВЛЕНИИ ДЕЛЛЫ ЕСТЬ ПРАЗДНИК? Это когда любимый рядом, когда можно обрадовать его оригинальным подарком. А вы заметили, как долго и тщательно героиня выбирала подарок, подыскивая именно то, что может понравиться Джиму?
Так ли поступаете вы, когда хотите сделать приятное своим близким?
10. В ЧЕМ ПРОЯВЛЯЕТСЯ ЮМОР АВТОРА? Каждый из героев, жертвуя своим сокровищем, дарит другому дополнение к его сокровищу .
11. КАК АВТОР ОТНОСИТСЯ К СВОИМ ГЕРОЯМ? ИЗ ЧЕГО ВЫ СДЕЛАЛИ ВАШ ВЫВОД? ДОКАЖИТЕ ПРИМЕРАМИ ИЗ ТЕКСТА.
Он с улыбкой одобряет их поступки. В тексте есть авторское отступление: «А я тут рассказал вам ничем не примечательную историю про двух глупых детей… из всех дарителей эти двое были мудрейшими» .
12. ЧТО ЕСТЬ МУДРОСТЬ? Способность отказаться от сокровища ради любимого, ради того, чтобы в праздник доставить ему наибольшее удовольствие. Мы становимся истинно счастливыми, даря — жертвуя чем-то. И чем больше жертва, тем сильнее наша любовь. Деллу больше всего волнует, что ей подарить Джиму, а не что он ей подарит.
Оба героя бескорыстны. А это в сочетании с их любовью и делает их мудрецами — волхвами. Итак, мы познакомились с одним рассказом американского писателя О. Генри.
Всего же их в его наследии не менее четырехсот. Надеюсь, что вы продолжите знакомство с творчеством Уильяма Сидни Портера , который прожил сложную, насыщенную приключениями жизнь и творил под псевдонимом О. Генри. И пусть мудрость его волхвов станет и вашей мудростью.
Домашнее задание. Прочитать рассказы «Последний лист» или «Вождь краснокожих», написать мини-сочинение «Герои рассказов О. Генри».