«Сокровенный человек», анализ повести Платонова
История создания
Повесть «Сокровенный человек» была опубликована в одноименном сборнике 1928 г. Платонов работал над ней в 1926-1927 гг.
Литературное направление и жанр
Вопрос о принадлежности Платонова к определенному литературному направлению очень сложен. Однозначно можно сказать только, что его творчество никогда не вписывалось в рамки социалистического реализма. Платонов — последователь русских реалистов 19 в., при этом многие исследователи находят в его творчестве черты модернизма, а многие даже утверждают, что он на
Такая повесть вполне могла бы выйти из-под пера постмодерниста.
«Сокровенный человек» имеет черты исторической и философской повести.
Тема, основная мысль и проблематика
Тема повести — гражданская война как источник человеческого горя, скитаний и смертей.
Основная мысль состоит в том, что человек переживает революции и войны как стихийное бедствие и потом снова живет природной хорошей и легкой жизнью. Вся повесть утверждает превосходство природного начала над социальным.
Проблема преждевременной смерти, бессмысленной жертвы революции и гражданской войны
Герои Платонова не боятся смерти, перед смертью команда тонущего «Марса» играет на гармонике, «пугая все законы человеческого естества». Смерть в романе тоже олицетворяется, она действует со спокойствием. Герои, кроме Пухова, воспринимают смерть как защиту от жизненных мучений.
Но Пухов знает, что это не так, может быть, поэтому смерть и минует его, как сказочного неуязвимого дурака.
Важны в тексте проблема смысла человеческой жизни, правоты человека, крушения человеческих жизней в ходе революции и войны. Намечается сатирическая проблематика соответствия ума коммунистических начальников занимаемому им месту, проблема понимания.
Сюжет
Действие повести происходит во время гражданской войны, в 1920-1921 гг. Повесть начинается тем, что Фома Пухов режет колбасу на гробе жены, которая умерла «преждевременно, от голода, запущенных болезней и в безвестности». Фома работает на железной дороге на снегоочистителе и получает задание расчищать железнодорожные пути для поезда наркома. Но два паровоза, тащившие снегоочиститель, зарылись в снег.
От этого машинист и рабочие получили травмы, у Фомы были выбиты 4 зуба, а помощник накололся головой на штырь и умер.
В момент остановки к поезду подъехал казачий отряд, но был разгромлен.
Во время отдыха в Лисках Пухов прочитал объявление, призывающее записываться в отряды технических сил, помогающие Красной Армии. Так он попал в Новороссийск, где сначала служил монтером на судне, а потом отправился в Крым, чтобы отрезать путь отступления Врангелю. Фома готов пожертвовать «достоинством жизни на благо революции».
Ему нравится быть занятым «общей жизнью».
Повесть распадается на несколько отдельных сюжетов, соединенных путешествием беспокойного Фомы. Первая история связана с работой Фомы механиком на снегоочистителе, вторая — с работой механиком на судне «Шаня», которое неудачно попыталось высадиться в Крыму, чтобы ударить в тыл Врангелю. После неудачного десанта Пухов прожил в Новороссийске 4 месяца. Следующий эпизод связан с жизнью Фомы в Баку, где он встретил матроса Шарикова с «Шани». Матрос теперь заведовал Каспийским флотом.
Он отправил Пухова в Царицын, чтобы заказать заводам подводные лодки.
Фома не справился с заданием, снова уехал в неизвестном направлении и неожиданно оказался на родине. Четвертый эпизод связан с нападением на родной город бронепоезда и конницы генерала Любославского. Фома придумал, как победить бронепоезд белых.
Он спустил под откос навстречу ему груженые вагоны без паровоза.
За этот поступок Зворычный назвал Пухова убийцей, потому что отряд железнодорожников, а потом и матросов, был расстрелян из бронепоезда, оказавшегося неповрежденным.
Все-таки коммунисты решили считать Пухова не предателем, а придурковатым мужиком. В пустой цистерне он добрался до Баку, где ждал его Шариков, который тоже стал комиссаром.
Это финальный эпизод повести. В Баку Фоме «навсегда стало хорошо». Повесть заканчивается описанием «хорошего революционного утра», в которое Фома чувствует свое единение с природой, второе рождение и принимает революцию как продолжение природы.
Герои
Главный герой повести Фома Пухов вначале описывается как человек, лишенный чувственности. Сердечной привязанности к дому он тоже не чувствует, считая себя дома на машине или рядом с машиной. К середине повести выясняется, что Пухов о жене горевал, но об этом никогда никому не сообщал.
Название «Сокровенный человек», относящееся к Фоме Пухову, обозначает, что Пухов живет по каким-то своим природным законам, плохо сочетающимся с законами социальными. Фома не только себя чувствует частью природы, не более важной, чем умершие на зиму травы, но и всю природу воспринимает как личность, она для него антропоморфна. У природы руки — ветер, тормошащий путников, она желанна для человека, как девственница.
Землю Пухов любит супружеской любовью и чувствует себя на ней хозяином.
Природа противопоставлена истории и злым силам свирепого мирового вещества, которые треплют и морят людей.
Личность Пухова совершенно неудобна новой власти. Впрочем, никакая власть таких людей не любит и совладать с ними не может. С точки зрения Пухова, жить надо не по чьей-нибудь указке, а по велению сердца, все проверяя собой.
Так что у героя говорящее имя, а не фамилия. Фома подобен своему неверующему тезке из Библии, который должен вложить руки в раны от гвоздей, чтобы поверить в смерть и воскресение Иисуса.
Фома не верит в революцию, честно говоря об этом матросу Шарикову, который считает его кустарем советской власти.
Комиссар называет Пухова полным контр. А сам себя Пухов чувствует безродным, заблудившимся человеком.
Фома обвиняет комиссара в том, что они делают не вещи, а отношения, «отношения же Пухов понимал как ничто». Показательны ответы Фомы на вопросы комиссии, которая проверяла не столько знания специалистов, сколько их политграмоту. Фома соглашается лить кровь за народ, «только не зря и не дуриком».
И действительно, через год после этого разговора, возвращаясь домой, Фома наблюдает общую беспризорность «огромной порожней земли» и видит «народ, обратившийся в нищих». Вывод Пухова совершенно «антиреволюционный»: «Почва есть, а хлеба нету, — значит, дураки живут».
В финале повести Пухов называет себя природным дураком, то есть становится своеобразным народным сказочным непобедимым героем.
Зворычный — помощник механика на паровозе и товарищ Пухова. Он отказывается ехать в Новороссийск, жалея семью. Его Пухов называет предрассудочным человеком.
Когда через год Пухов возвращается на родину, Зворычный уже состоит в отряде особого назначения и в партии. Пухов понимает, что Зворычный тоскует из-за смерти сына.
Люди, живущие во времена гражданской войны, глубоко несчастны. Начальника дистанции дважды ставили к стенке, так что он поседел и ждал смерти каждый миг. Кроме того, он находится под следствием, потому что мост возле Царицына, который под инженерным руководством начальника дистанции восстанавливали неквалифицированные рабочие, просел под воинским поездом.
Убийство этого человека отрядом казаков стало избавлением от суда и расстрела.
Удивительна история калеки, который хотел сменять ножики на пшеницу и дошел уже до Аргентины, а в Месопотамии он попал в крушение в туннеле, и искалеченную ногу ему отрезали в багдадской больнице.
Точка зрения автора в романе — сочувствие к людям, которые готовы «пожертвовать достоинством жизни на благо революции», которые заняты «общей жизнью». Автор — выразитель здравого смысла. Он мысленно возражает собравшимся на смерть красноармейцам, что радоваться нечему, он называет разрушенный войной и революцией мир погибающим.
Красная армия в романе изображается как крестьяне, одевшиеся в шинели, «скрытые хлебопашцы». Их победы обусловлены тем, что они не ценят своей жизни, что они готовы «дважды быть растерзанными», лишь бы враг погиб с ними. Воины похожи на потаенных охотников, у которых тревожный восторг теплится в сердце.
Они — природная сила, стихия. Платонов с горечью отмечает, что мечта о счастье у них не собственная, а навязанная политруком. Им противопоставлены белые офицеры, индивидуалисты, например, офицер Маевский, который не верил в человеческое общество.
Стилистические особенности
Время и пространство в повести ведут себя удивительно. Главный герой много путешествует, но времени путешествия почти не замечает «в забвении самого себя», потому что ехать «долго и трудно». Символом истинного путешественника у Платонова выступает ветер, который со смелостью «воюет над беззащитными пространствами».
Когда останавливаются поезда, то и время стоит вокруг Пухова, как светопреставление.
Герои преодолевают пространства с помощью поездов, причем они едут в ту сторону, куда везет поезд, независимо от того, какое направление их интересует, случайно попадая куда нужно.
Пространства сопротивляются продвижению человека по ним. Просторы сухопутные засыпаются снегом, море вздымается валами. Даже тьма ночи подобна каше, через которую нужно продираться. Стихии перемешиваются, как и судьбы людей. Ветер становится твердым, капли воды бьют в лицо, как камешки.
Во время морской бури меняются местами верх и низ, так что красноармейцы, попавшие в своем катере на гребень волны, оказываются как раз над другим судном и спасаются, прыгая вниз. Даже история этих лет сравнивается с паровозом, который тащит за собой «груз нищеты, отчаяния и смиренной косности».
Время для Пухова в момент его остановок идет «без тормозов». С другой стороны, каждый день для человека — сотворение мира, так что каждый живет будто в начале времен. Революция же, с точки зрения Фомы, — конец света.
Платонов любит играть словами, совсем как постмодернисты. Он наполняет слова новыми значениями или переосмысливает омонимы. Например, в реввоенсовете сидят задумчивые люди, потому что они задумываются о судьбах государства, человек, состоящий в браке, для друга и для общества бракованный.