Миражи и явь Куликова поля

Урок по рассказу А. И. Солженицына «Захар-Ка­ли­та» проводится мною в седьмом классе. Обычно он изучается в более старших классах, но и ребята среднего звена достойны хорошей литературы, они уже в состоянии понять замысел автора, высказать свои соображения, иногда очень неожиданные. Предыдущий урок посвящен биографии А. И. Солженицына.

Для Тульской области изучение «Захара-Калиты» важно еще и потому, что это произведение является частью «регионального компонента».

Ход урока

Вступительное слово. Сегодняшний урок —

это первая встреча с творчеством А. И. Солженицына. Мы будем говорить о его рассказе «Захар-Калита». Невозможно понять это произведение, не зная исторических событий, которые упоминаются в рассказе. Поэтому сначала вспомним историю.

Сделаем это, ответив на вопрос: Что вы думаете о названии рассказа — «Захар-Калита»? Кто такой Калита? Деда Дмитрия Донского Ивана называли Калита . Некоторые считали его жадным, потому что он понапрасну не тратил деньги. Но потом оказалось, что благодаря его сбережениям русские войска смогли подняться на Куликовскую битву.

В Москве появилась при Дмитрии первая серебряная

монета.

Из сообщения о митрополите Алексии: «По Божьей воле возвысится и Русь. Много испытаний на ее долю выпало, сколько пожаров Москва претерпела. А сейчас и свою серебряную монету имеем, Кремль-крепость каменную возвели.

Не потратил на пиры Дмитрий серебро деда, Ивана Калиты. Митрополит Алексий сохранил его, и обернулось серебро белым камнем Кремля».

Справка для учителя. Мы обычно слушаем короткие сообщения учеников об исторических личностях, которые сыграли огромную роль в XIV веке для России: Сергий Радонежский, митрополит Алексий, Дмитрий Донской, Иван Калита. Но о них может рассказать и сам учитель.

Основная мысль этих выступлений — только вместе, собрав военные, духовные, политические, экономические средства, можно победить серьезного врага. Основная цель — показать единение русских воинов, князей, духовенства и простых людей.

Беседа с классом. Легко ли, по мнению автора, попасть на Куликово поле? Почему? Чтобы попасть на Куликово поле, оказывается, дороги должны «лечь».

Можно просто посетить это место, послушать экскурсовода, запомнить исторические факты. А можно открыть душу навстречу «безмолвному заповеднику» и чувствами «понять», о чем он безмолвствует.

Давайте наметим план нашего разговора. О чем мы будем говорить? Просто называйте «объекты», живые и неживые, детали, особенности, которые вас в рассказе заинтересовали, произвели впечатление.

Игла памятника. Неземная церковь. Две церкви. Игра ударений в названиях.

Местные и чужие. Смотритель Захар-Калита. Варварство.

Связь современности с Куликовской битвой.

Тема урока — миражи и явь в рассказе. Она раскрывается с помощью любого из названных вами образов. Проверим? Возьмем, к примеру, первые три образа.

Игла памятника то видна, то нет. Колдовство какое-то, ведь поле, а не горы. Кругом разруха, а церковь какая-то «неземная». Как сохранилась такая сказочная красота? А при ближайшем рассмотрении оказывается, что купола просто ободрали.

И она тоже совсем разрушенная, а не сказочная.

Из сочинения: «Все, связанное с Куликовым полем, то ли быль, то ли небыль. Каждый выбирай для себя, что милее, чему хочешь верить, а чему нет. Вот и путешественники, поднимаясь вверх, видят иглу в небо, стержень Куликова поля, а опускаясь, теряют его из вида. Да и церковь рядом как из сказки мерещится: с «неземными» куполами, прозрачная, воздушная.

Но есть и другая церковь, как «добрая крепость», построенная во имя Сергия Радонежского. И ее уже не спутаешь с миражом, потому что сплоченность русского народа, его героизм, Сергий Радонежский — это не миф. Не мираж и то, что жесть с неземных куполов ободрали, жить-то надо, но церковь все равно «невиданная», как душа русская».

Все мы знаем, что в слове «Куликово» ударение падает на третий слог. Почему же местные жители переносят ударение, ставят его в разных местах?

— Они хотят показать свою значимость близостью именно к тому самому полю. А у соседей ударение другое, значит, они не имеют отношения к их Куликову полю.

— Моя прабабушка именовала это поле Ку́ликовым, потому что птиц называла ку́ликами.

Из сочинения: «Неопределенность хороша тем, что дает работу сердцу и разуму. Вот и с названиями, оказывается, тоже путаница. Куликово или Куликово поле, Куликовка или Кулико́вка?

У местных жителей нет однозначного мнения, да и зачем оно, если все на свете не черное и белое, а разное, имеющее полутона».

Значит ли это, что местные жители враждуют, хотят переманить на свою сторону гостей, чтобы насолить соседям? Нет, конечно. Это же все миражи. Это как игра.

Все они — патриоты Куликова поля. И даже чужаки, приехавшие понять ценность и магию этого места, становятся своими. Потому что все мы — русский народ, и Куликово поле нас объединяет.

А как же всем известное русское гостеприимство? И здесь много миражей?

— Местные жители очень ревниво относятся к своему Куликову полю. Это для них не история, не памятное место, это в крови, это их жизнь.

— Поэтому Захар так недобро принимает чужаков, только потом понимая, что не чужаки они вовсе. Ведь Солженицын, ощущая связь с тем, четырнадцатым веком, пишет: «И мы ложимся, как скошенный хлеб. И гибнем под копытами».

— Потому что это мы — русские люди, это наша история, наша боль и победа ценою жизни. И это уже не «кажется маревом».

Давайте обратимся к образу главного героя рассказа — Захару-Калите. Все ли понятно в этом человеке? Если нет, задайте свои вопросы.

— Настоящий защитник или делать нечего? Любящий людей или одиночка? Законный смотритель или доброволец? Защищает памятник или втайне гордится тем, что на нем пишут?

Пойдет к министру или нет?

— «Смотритель» Куликова поля Захар — личность сложная. Иногда нелеп, даже смешон, но он — настоящий хранитель славы Куликова поля.

— Захар — не просто русский мужик, это гремучая смесь русской истории: длинная ситцевая рубаха , армейский ремень с пятиконечной звездой, брюки «диагоналевые», в сапоги заправленные , звездочка октябренка . Опять миражи.

— Солженицын, подчеркивая незаменимость Захара, называет его Калитой, как князя, проводя параллели со значимыми для России личностями. Захар — настоящий русский богатырь, потому что богат, но не деньгами, а памятью, своей нужностью, наконец, Книгой Отзывов.

— Нет, Захар — не князь и не богатырь! Он не богат, подумаешь, мешок. И Солженицын говорит, что «для богатыря был жидковат».

— Нет, Захар — богатырь! Только не знает, как жить, «как будто все легшие на этом поле легли только вчера и были ему братья, свояки и сыновья». И все, что он может хранить, — книгу, ведь даже когда спал, то полу с книгой «не мял под животом, а выпростал рядом на траву».

И это настоящий Захар.

— Да, Захар — богатырь, всегда готов к защите, только измельчал из-за отсутствия конкретного врага. Ведь туристы — не враги, хоть и построже с ними надо быть. А для настоящего защитника нет борьбы — нет смысла жизни.

Но он всегда на месте, даже ночью, потому что считает себя нужным только на Куликовом поле.

— Захар ругается на туристов, выгоняет из разрушенных храмов, но как-то не очень старается, создает мираж вокруг себя.

— Он дает шанс людям хотя бы так оставить свое имя в истории.

— Ему лестно, что их выбор пал именно на Куликово поле. Вот он себя и ведет хозяином, поднимая престиж святого для него места. Он же настоящий дипломат!

— Захар — это русский мужик с его вечной угрозой дойти до справедливого царя-батюшки, в данном случае — до министра культуры.

— Да никогда этого не случится! Автор сам говорит об этом: «Кричал нам в успокоение». У Захара нет ни желания, ни возможности. Вот и олицетворяет он собой вечное русское ничегонеделанье и душевные муки.

Так и мучиться ему всю свою жизнь.

— Может быть, правда в этом есть. Но не все так безнадежно. Для полноценной жизни у Захара все есть: и душа живая, и цель, и смысл жизни, пусть не глобальный. Может быть, не хватает ему близких по духу людей. Не все его понимают.

Но без таких людей не было бы и России. К сожалению, русские Захары встают во весь рост только в тяжелые, опасные для Родины времена. Но и сейчас Захар очень нужен. Ведь он — «дух этого Поля, стерегущий, не покидавший его никогда».

И этот дух — не мираж, а реальность.

Итоги урока. Учитель читает стихотворение А. А. Ахматовой.

Меня влекут дороги Подмосковья, Как будто клад я закопала там, Клад этот называется любовью, И я его тебе сейчас отдам. И в кронах лип столетняя дремота И Пушкин, Герцен. Что за имена! Мы близки от такого поворота, Где вся окрестность на века видна.

А там дорога, где Донской когда-то Вел рать свою в немыслимый поход, Где ветер помнит клики супостата И клич победы на крылах несет.

Домашнее задание. Написать сказку, рассказ, эссе на тему «Мое Куликово поле».

Ольга Александровна Медведева, учитель русского языка и литературы МОУ «СШ № 16» пос. Первомайский, Щекинский район, Тульская область.
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Миражи и явь Куликова поля