Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
В центре романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» находится личность Родиона Раскольникова — идейного преступника. Понять истоки его характера, его поступка и его теории — такова основная цель автора в данном произведении. Главный герой «Преступления и наказания» — человек мыслящий, критически относящийся к жизни. Отрицая традиционные нравственные ценности, он испытывает потребность в вере, в новой морали.
Поэтому Раскольников и создает теорию, в которой пытается не только объяснить мир, но и выработать для
Главный критерий разграничения этих двух типов для героя — их отношение к нравственности. По мнению Родиона, сильные люди не ограничивают себя моральными и нравственными рамками,
Достоевский показывает, что герой, отвергнув идею равенства всех людей перед моральным законом, порывает и с человечеством, и с Богом. Мы помним, что после своего преступления он не мог общаться с людьми, разве лишь для Сонечки делая исключение. Философский смысл преступления героя заключается в том, что Раскольников убеждается в ошибочности своей гипотезы. Его предположение о том, что он относится к разряду «избранных», оказалось ложным.
Испытав сомнения и нравственные муки — признаки «обычного» преступника, — герой приходит к выводу, что он — «тварь дрожащая». Раскольников так подводит итог своего преступления: «… Я не человека убил, я принцип убил! Принцип-то я и убил, а переступить-то не переступил, на этой стороне остался…». Преступление Раскольникова не имело и социальных результатов, ведь мысль принести пользу людям за счет богатства старухи осталась нереализованной.
Раскольников даже ограбить по-настоящему не смог, а те вещи и деньги, которые он взял у Алены Ивановны, так и пролежали под камнем. Единственным социальным «результатом» убийства стало то, что Раскольников поставил себя вне общества. С нравственной же точки зрения он «преступил» гораздо раньше: разрыв с Богом произошел в его душе еще до убийства. Таким образом, автор показывает нам философские, социальные и нравственные результаты преступления Раскольникова.
Они показали, что теория героя — трагическое заблуждение, порождение зла, которое, в первую очередь, уничтожает самого «изобретателя». Для того чтобы глубже и тоньше показать характер Раскольникова, писатель вводит в свой роман систему его двойников и антиподов. У духовных «двойников» Раскольникова — Лужина и Свидригайлова — много общего с главным героем. В частности, их объединяет принцип вседозволенности, который они исповедуют. Но сходство Раскольникова и его «двойников» — чисто внешнее.
Так, Родиону не свойственны лужинские расчетливость и эгоизм. Если Раскольников признает существование нравственных законов, хотя и преступает их, то Лужин не имеет ни малейшего представления о нравственности. Все его переживания носят глубоко эгоистический характер. Раскольникову чужда любая расчетливость, его первое душевное движение — помочь тем, кто нуждается в помощи, даже если он делает это в ущерб себе и вопреки «здравому смыслу».
Более того, Раскольников абсолютно непрактичен — даже не может уладить денежные дела со своей квартирной хозяйкой. Петр Петрович же ни на минуту не отступает от «здравого смысла» не только в своих рассуждениях, но и в повседневной жизни. Во «вседозволенности» Раскольников идет до конца, совершая поступок, сопряженный для него с огромным риском и не сулящий ему никакой конкретной выгоды. Кроме того, решиться на этот поступок Раскольникову было чрезвычайно тяжело.
Лужин же, не задумываясь, совершил подлость — оклеветал беззащитную девушку, которая ничего плохого ему не сделала, — только для того, чтобы «поправить дело» со своей женитьбой. Свидригайлов — второй духовный «двойник» Раскольникова. Внешне они, по замечанию этого героя, «одного поля ягоды», но между ними существуют глубокие внутренние различия. Свидригайлов — порочный, развратный человек.
Он не скрывает, что большинство его поступков — результат его патологического сладострастия. Кроме того, этот человек глумится над нравственностью — Свидригайлов одинаково равнодушен к добру и злу. Этот герой показывает Раскольникову, к чему может привести его теория — к полной деградации человека, превращению в ходячего мертвеца. Соня Мармеладова — нравственный антипод Раскольникова.
Но у них есть и общее: оба они — изгои, оба очень одиноки. Раскольников чувствует это, говоря Соне: «Мы вместе прокляты, вместе и «пойдем». Его тянет к этой несчастной девушке, ведь она — единственный человек, который может его понять. Поэтому Раскольников признается в убийстве именно Соне, и именно она идет за ним «в каторгу». Соня сердцем поняла в исповеди Раскольникова самое главное: он несчастен, он страдает.
В его теории «ничего она… не понимала», но почувствовала ее несправедливость. Героиня не верит в «право убивать», возражает Раскольникову: «Убивать-то право имеете?» Таким образом, Соня сохранила веру в Бога, несмотря на все несчастья, которые пережила. Эта героиня избрала иной путь, чем Раскольников, — смирение перед Богом.
Сделав это, по мнению автора, героиня спасает не только себя, но и Родиона. Именно любовь к Соне открыла перед Раскольниковым возможность примирения с людьми, с жизнью, открыла возможность воскрешения. Таким образом, роман «Преступление и наказание » — это яркий документ эпохи, роман-предупреждение, в котором Достоевский выразил свое убеждение в том, что безнравственные нигилистические идеи, проповедующие вседозволенность, — опасная и «заразная» болезнь: они калечат души людей, ведут их к нравственной гибели.