Конспект урока «Воздействие музыкальной игры на интеллектуальное развитие детей 5-7 лет»
Государственное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад компенсирующего вида №4 «Берегея»
Г. Георгиевска Ставропольского края
Конспект урока
«Воздействие музыкальной игры на интеллектуальное развитие детей 5-7 лет «
Музыкальный руководитель
Белоусова Елена Петровна
Г. Георгиевск
2015 г
Так что же такое — интеллектуальное развитие ребенка? По утверждению психологов, интеллектуальное развитие — это уровень и скорость мыслительных процессов: умение сравнивать, узнавать,
Сконцентрировав свое внимание лишь на одном показателе, нельзя говорить о развитии детского интеллекта в целом.
Игра — оптимальное психолого-педагогическое средство, которое позволяет всесторонне влиять на развитие детей. Это подтверждает Д. Б. Эльконин: «… игра» влияет на формирование всех основных процессов, от самых элементарных до самых сложных». В условиях музыкального занятия игры носят развивающий характер и ориентированы на овладение детьми
Воздействие музыкального сопровождения игры на организм ребенка можно рассматривать в трех аспектах.
Первый аспект — физиологический, связан с исследованиями В. М. Бехтерева, И. М. Догеля, И. М. Сеченова, И. Р. Тарханова и др., которые выявили положительное влияние музыки на различные системы человека. Взаимосвязь музыки и ритмических движений повышает общий жизненный тонус, регулирует деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной, опорно-двигательной систем, формирует произвольность психических функций.
Второй аспект — психологический. Музыка, воздействуя на эмоционально-личностную сферу ребенка, выполняет коррекцию познавательных, психических, коммуникативных нарушений.
Третий аспект — педагогический. Посредством музыки воспитывается у ребенка способность эстетически воспринимать действительность и приобретать социальный опыт для творческой, созидательной жизнедеятельности. В музыкальной игре, как в пении и ритмических движениях, Дети осваивают средства художественной выразительности, характерные для музыки и речи — ритм, динамику, темп, высоту.
Это дает педагогу возможность дифференцированно воздействовать на детей с разным темпом развития. Медлительные дети нуждаются в стимулирующей музыке,
Которая бы повышала возбуждение в коре головного мозга и стимулировала бы общий жизненный тонус. Это произведения подвижного, быстрого характера.
Расторможенные дети успокаиваются музыкой умеренного темпа, снижающего возбужденное состояние коры головного мозга.
Дистоническим детям, у которых в течение дня происходит резкая смена эмоционального состояния требуется стабилизирующая музыка спокойного характера с акцентами, повторяющимися через равные интервалы, и с одинаковым уровнем громкости звучания. Музыка помогает устанавливать контакт между детьми и взрослыми, между сверстниками при проведении игры.
Создавая предпосылки для дальнейших педагогических воздействий, музыка направляет слуховое внимание детей на выполнение условий и правил игры. Желание, порывы, чувство радости, оживление, приподнятое настроение активизируют ребенка и сопровождают его в каждой игре.
Можно выделить три группы музыкальных игр.
Первая группа — игры на развитие внимания .
1.Д. И. «Ромашка»
2.М. И.»Земля, воздух, небо» . Цель. Научить переключать слуховое внимание, развивая речевой слух и быстроту двигательной реакции.
Вторая группа — игры на развитие памяти .
1.Д. И. «Дружная пара» «
2.М. И. «Фотоаппарат» Цель. Развивать зрительную память, быстроту запоминания
Третья группа — игры на развитие мышления ( Содействуют развитию умственных действий — сравнения, сопоставления, обобщения, анализа и
Синтеза).
1 Д. И. «Четвертый лишний» — сравнение, сопоставление, анализ.
2. М. И. «Шарики летят» с движением. Цель. Учить детей выполнять действие по индивидуальному речевому сигналу . Дети запоминают свой порядковый номер. Дети, которых озвучили порядковый номер под музыку бегают, как шарики, к ним присоединяются другие.
С окончанием музыки игроки приседают, шарики сдулись.
По форме проведения игры подразделяются на:
— статические ;
— игры с движением;
— речедвигательные игры;
— игры-шутки;
— игры-песни;
— артикуляционные игры;
— игры-забавы;
— игры-загадки;
— ритмические игры.
В соответствии с этим музыкальная игра имеет следующие задачи:
1. Коррекционно-развивающие:
Познавательную активность;
Устойчивый интерес к действованию;
Саморегуляцию и самоконтроль;
Внимание, память, мышление;
Ориентировку в пространстве.
Развитие слухового, зрительного, тактильного
Восприятия, мимической мускулатуры, дыхательной системы,
Артикуляционного аппарата, свойства голоса , координации движений и нормализация их темпа и ритма;
Формирование выразительных средств: интонации, мимики, жестов, движения.
2. Оздоровительные:
Укрепление сердечно-сосудистой, двигательной систем, костно-мышечного аппарата;
Развитие моторики: общей, мелкой, артикуляционной;
Развитие «мышечного чувства» (способности снимать
Эмоциональное и физическое напряжение);
Развитие быстроты двигательной реакции.
3. Образовательные:
Обучение речевым, певческим, двигательным навыкам;
Развитие музыкальных, творческих, коммуникативных
Способностей;
Формирование умственных умений и действий.
4. Воспитательные:
Воспитание общей музыкальной, речевой, двигательной культуры;
Эстетическое отношение к окружающему;
Развитие чувств, эмоций высшего порядка.
Рефлексия :
Занимаясь музыкой, ребенок развивает математические способности. Он пространственно мыслит, попадая на нужные клавиши, манипулирует абстрактными звуковыми фигурами, запоминая нотный текст, и знает, что в музыкальной пьесе как в математическом доказательстве: ни убавить, ни прибавить! Не случайно Альберт Эйнштейн играл на скрипке, а профессора физики и профессора математики Оксфорда составляют 70% членов университетского музыкального клуба.
Музыка и язык — близнецы-братья. Они родились следом друг за другом: сначала музыка, потом словесная речь, и в нашем мозге они продолжают жить рядом.
Фразы и предложения, запятые и точки, вопросы и восклицания есть и в музыке, и в речи. Играющие и поющие лучше говорят и пишут, легче запоминают иностранные слова, быстрее усваивают грамматику. Меломаны-литераторы Тургенев и Стендаль, Борис Пастернак и Лев Толстой, Жан-Жак Руссо и Ромен Роллан, знающие не один иностранный язык, рекомендуют всем будущим полиглотам музыку.
Использование методической литературы:
1. Анисимова Г. И. Сто музыкальных игр для развития дошкольников. Старшая и
Подготовительная группы. Ярославль: Академия развития, 2005.
2.Боброва Г. Искусство грации. Л.: Детская литература, 1986.
3.Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций ребенка.
М.: Педагогика, 1973.
4.Нейман Л. В., Богомильский М. Р. Анатомия, физиология и патология
Органов слуха и речи. М.: Владос, 2000.
5.Основы специальной психологии./ Под ред. Е. А. Стребелевой. М.:
Академия, 2002.
6.Репина Т. А. Деятельность и взаимодействие дошкольников. М.:
Педагогика, 1987.