Конспект урока «Воздействие музыкальной игры на интеллектуальное развитие детей 5-7 лет»

Государственное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида №4 «Берегея»

Г. Георгиевска Ставропольского края

Конспект урока

«Воздействие музыкальной игры на интеллектуальное развитие детей 5-7 лет «

Музыкальный руководитель

Белоусова Елена Петровна

Г. Георгиевск

2015 г

Так что же такое — интеллектуальное развитие ребенка? По утверждению психологов, интеллектуальное развитие — это уровень и скорость мыслительных процессов: умение сравнивать, узнавать,

обобщать, делать выводы. Понятие «развитие интеллекта» включает в себя развитие памяти, восприятия, мышления, т. е. всех умственных способностей.

Сконцентрировав свое внимание лишь на одном показателе, нельзя говорить о развитии детского интеллекта в целом.

Игра — оптимальное психолого-педагогическое средство, которое позволяет всесторонне влиять на развитие детей. Это подтверждает Д. Б. Эльконин: «… игра» влияет на формирование всех основных процессов, от самых элементарных до самых сложных». В условиях музыкального занятия игры носят развивающий характер и ориентированы на овладение детьми

двигательными и интеллектуальными умениями, сенсорными способностями, развитие навыков сотрудничества, эффективного взаимодействия на основе познавательных интересов.

Воздействие музыкального сопровождения игры на организм ребенка можно рассматривать в трех аспектах.

Первый аспект — физиологический, связан с исследованиями В. М. Бехтерева, И. М. Догеля, И. М. Сеченова, И. Р. Тарханова и др., которые выявили положительное влияние музыки на различные системы человека. Взаимосвязь музыки и ритмических движений повышает общий жизненный тонус, регулирует деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной, опорно-двигательной систем, формирует произвольность психических функций.

Второй аспект — психологический. Музыка, воздействуя на эмоционально-личностную сферу ребенка, выполняет коррекцию познавательных, психических, коммуникативных нарушений.

Третий аспект — педагогический. Посредством музыки воспитывается у ребенка способность эстетически воспринимать действительность и приобретать социальный опыт для творческой, созидательной жизнедеятельности. В музыкальной игре, как в пении и ритмических движениях, Дети осваивают средства художественной выразительности, характерные для музыки и речи — ритм, динамику, темп, высоту.

Это дает педагогу возможность дифференцированно воздействовать на детей с разным темпом развития. Медлительные дети нуждаются в стимулирующей музыке,

Которая бы повышала возбуждение в коре головного мозга и стимулировала бы общий жизненный тонус. Это произведения подвижного, быстрого характера.

Расторможенные дети успокаиваются музыкой умеренного темпа, снижающего возбужденное состояние коры головного мозга.

Дистоническим детям, у которых в течение дня происходит резкая смена эмоционального состояния требуется стабилизирующая музыка спокойного характера с акцентами, повторяющимися через равные интервалы, и с одинаковым уровнем громкости звучания. Музыка помогает устанавливать контакт между детьми и взрослыми, между сверстниками при проведении игры.

Создавая предпосылки для дальнейших педагогических воздействий, музыка направляет слуховое внимание детей на выполнение условий и правил игры. Желание, порывы, чувство радости, оживление, приподнятое настроение активизируют ребенка и сопровождают его в каждой игре.

Можно выделить три группы музыкальных игр.

Первая группа — игры на развитие внимания .

1.Д. И. «Ромашка»

2.М. И.»Земля, воздух, небо» . Цель. Научить переключать слуховое внимание, развивая речевой слух и быстроту двигательной реакции.

Вторая группа — игры на развитие памяти .

1.Д. И. «Дружная пара» «

2.М. И. «Фотоаппарат» Цель. Развивать зрительную память, быстроту запоминания

Третья группа — игры на развитие мышления ( Содействуют развитию умственных действий — сравнения, сопоставления, обобщения, анализа и

Синтеза).

1 Д. И. «Четвертый лишний» — сравнение, сопоставление, анализ.

2. М. И. «Шарики летят» с движением. Цель. Учить детей выполнять действие по индивидуальному речевому сигналу . Дети запоминают свой порядковый номер. Дети, которых озвучили порядковый номер под музыку бегают, как шарики, к ним присоединяются другие.

С окончанием музыки игроки приседают, шарики сдулись.

По форме проведения игры подразделяются на:

— статические ;

— игры с движением;

— речедвигательные игры;

— игры-шутки;

— игры-песни;

— артикуляционные игры;

— игры-забавы;

— игры-загадки;

— ритмические игры.

В соответствии с этим музыкальная игра имеет следующие задачи:

1. Коррекционно-развивающие:

Познавательную активность;

Устойчивый интерес к действованию;

Саморегуляцию и самоконтроль;

Внимание, память, мышление;

Ориентировку в пространстве.

Развитие слухового, зрительного, тактильного

Восприятия, мимической мускулатуры, дыхательной системы,

Артикуляционного аппарата, свойства голоса , координации движений и нормализация их темпа и ритма;

Формирование выразительных средств: интонации, мимики, жестов, движения.

2. Оздоровительные:

Укрепление сердечно-сосудистой, двигательной систем, костно-мышечного аппарата;

Развитие моторики: общей, мелкой, артикуляционной;

Развитие «мышечного чувства» (способности снимать

Эмоциональное и физическое напряжение);

Развитие быстроты двигательной реакции.

3. Образовательные:

Обучение речевым, певческим, двигательным навыкам;

Развитие музыкальных, творческих, коммуникативных

Способностей;

Формирование умственных умений и действий.

4. Воспитательные:

Воспитание общей музыкальной, речевой, двигательной культуры;

Эстетическое отношение к окружающему;

Развитие чувств, эмоций высшего порядка.

Рефлексия :

Занимаясь музыкой, ребенок развивает математические способности. Он пространственно мыслит, попадая на нужные клавиши, манипулирует абстрактными звуковыми фигурами, запоминая нотный текст, и знает, что в музыкальной пьесе как в математическом доказательстве: ни убавить, ни прибавить! Не случайно Альберт Эйнштейн играл на скрипке, а профессора физики и профессора математики Оксфорда составляют 70% членов университетского музыкального клуба.

Музыка и язык — близнецы-братья. Они родились следом друг за другом: сначала музыка, потом словесная речь, и в нашем мозге они продолжают жить рядом.

Фразы и предложения, запятые и точки, вопросы и восклицания есть и в музыке, и в речи. Играющие и поющие лучше говорят и пишут, легче запоминают иностранные слова, быстрее усваивают грамматику. Меломаны-литераторы Тургенев и Стендаль, Борис Пастернак и Лев Толстой, Жан-Жак Руссо и Ромен Роллан, знающие не один иностранный язык, рекомендуют всем будущим полиглотам музыку.

Использование методической литературы:

1. Анисимова Г. И. Сто музыкальных игр для развития дошкольников. Старшая и

Подготовительная группы. Ярославль: Академия развития, 2005.

2.Боброва Г. Искусство грации. Л.: Детская литература, 1986.

3.Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций ребенка.

М.: Педагогика, 1973.

4.Нейман Л. В., Богомильский М. Р. Анатомия, физиология и патология

Органов слуха и речи. М.: Владос, 2000.

5.Основы специальной психологии./ Под ред. Е. А. Стребелевой. М.:

Академия, 2002.

6.Репина Т. А. Деятельность и взаимодействие дошкольников. М.:

Педагогика, 1987.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Конспект урока «Воздействие музыкальной игры на интеллектуальное развитие детей 5-7 лет»