«Саламбо», художественный анализ романа Гюстава Флобера
Работу над романом «Саламбо» Флобер начал сразу же после завершения «Госпожи Бовари», вымотавшей его описаниями французской обыденности и низменности провинциальных нравов. К восточной, экзотической для Европы теме писатель обратился еще и в целях совершенствования своего таланта, требующего всестороннего художественного развития.
За пять лет работы, с 1857-го по 1862-й, Флоберу удалось изучить около сотни трудов античных авторов, создать черновой вариант произведения и полностью уничтожить его после поездки в Тунис, ради более
Роман «Саламбо» — исторический. В нем одинаково хорошо воплотились как Реалистические, во многом даже Натуралистические, так и Романтические литературные тенденции. Сюжет произведения взят из жизни: им стало восстание наемников, нанятых Карфагеном для войны с Римом. Время действия романа — около 240 года до н. э.
В середине XIX века история древней цивилизации Средиземноморья практически не была изучена европейскими специалистами, так что «Саламбо» оказалась не только художественной, но и отчасти Документальной книгой. За последнее многие критики ругали
В центре Хронотопа романа стоит столица древнего финикийского государства — Карфаген с окружающими ее городами-республиками Утикой, Гиппо-Заритом, и рядом племенных территорий, начиная с Туниса и заканчивая мало известными и не всегда называемыми автором местностями. Состоящее из пятнадцати частей произведение открывается пиром, устроенном в Карфагене для наемников, решивших отметить годовщину Эрикской битвы, и заканчивается все тем же пиром, во время которого погибает последний из оставшихся в живых варваров. Действие первой, третьей, пятой, седьмой, десятой, тринадцатой и пятнадцатой частей романа происходит в Карфагене, четвертой и двенадцатой — у его стен, второй, шестой, восьмой, девятой, одиннадцатой и четырнадцатой — в его окрестностях .
Время действия романа — дохристианское, характеризующееся языческим многобожием , жестокостью людей , войн и обрядов , но при этом наполненное сильными и возвышенными чувствами. В «Саламбо» через невероятные ужасы сражений, казней и самой жизни, которая колеблется на грани радостного праздника и кровавого побоища, всепоглощающей любви и страстной ненависти, Флобер показывает несгибаемость древнего человека перед лицом смерти.
Обыденная жизнь карфагенян и варваров также пестрит странными, неподдающимися объяснению обычаями и вкусами. Пир, устроенный горожанами Карфагена для умиротворения ждущих жалованье варваров, как нельзя лучше показывает величие и богатство древней Республики и потрясающее вкусовое разнообразие привычек средиземноморских народов: на столах в садах Гамилькара можно встретить похлебки из ячменя, пшена и бобов, жареных быков, антилоп, павлинов и баранов, поданных под зеленым соусом, верблюжьи и буйволовы окорока, улиток с тмином, ежей с приправой из рыбьих внутренностей, белок в маринаде, жареную саранчу, посыпанный анисом хлеб, огромный сыр, приправу из трюфелей и асафетиды, медовые пироги, чаши с вином и сосуды с водой и фирменное карфагенское блюдо, «вызывавшее отвращение у других народов» — жаркое из маленьких собачек с толстыми животами и розовой шерстью, откормленных выжимками из маслин.
Главные герои «Саламбо» — морской суффет Карфагена — Гамилькар, его дочь — Саламбо, предводитель варваров — ливиец Мато, бывший карфагенский раб — грек Спендий и нумидийский царь Нар Гавас — представляют собой яркие Художественные образы, воплощающие конкретные, почти лишенные развития черты. Понять, что чувствуют персонажи, мы можем только по их действиям. Психология поступков героев Флобером не дается. Может быть потому, что люди древности, как это показано в романе, не были склонны к анализу своих чувств — либо в силу того, что никогда с ними не сталкивались , либо потому, что ничего о них не знали .
Любовь к Саламбо Мато долгое время принимает за одержимость. Он говорит Спендию, что девушка преследует его, и мудрый грек, торговавший в былое время женщинами, сразу же понимает, что мучает его господина. Любовь к Мато Саламбо неузнаваема почти до конца романа.
Она настолько глубоко запрятана в сердце девушки, настолько прикрыта духовной чистотой, физической невинностью и естественной ненавистью к врагу, что проявляется только вместе со смертью ливийца, остановившееся сердце которого останавливает и сердце Саламбо.
Нумидийский царь Нар Гавас, выбранный Гамилькаром в качестве жениха Саламбо для того, чтобы скрыть позор дочери, и получить верного союзника в войне против варваров, показан в романе хитрым и расчетливым человек. В отличие от Мато, стремящегося к своей цели по прямой, он только и делает, что предает то одних, то других сторонников, пытаясь сохранить независимость и благоденствие своего царства. Саламбо воспринимает Нар Гаваса, обладающего женственными чертами, скорее, как старшую сестру, нежели как мужчину, и она не ошибается: нумидиец любит ее поверхностно — как красивую женщину, как дочь великого человека, как возможность породниться с карфагенской знатью.
Мато все равно, кто такая Саламбо. Он видит в ней любимую, сливающуюся в его сознании с обликом богини Луны — Танит. Для Саламбо Мато похищает священный заимф, ради нее поддается на уговоры еще одного романного хитреца Спендия и развязывает войну с Карфагеном.
В отличие от остальных наемников, стремящихся отомстить своим бывшим «работодателям», не заплатившим им должного жалования, ливиец одержим только одной мыслью — оказаться рядом с любимой, жизнь без которой для него невозможна.