Поэтика сновидений в романе «Преступление и наказание»
Подготовительный этап
Урок «Поэтика сновидений» я всегда предваряю уроком «Роль и место эпизода в художественном тексте», на котором в качестве образца разбора мы берем эпизоды из «Преступления и наказания» .
После этого урока теории по анализу эпизода и совместной с учителем попытки проанализировать конкретный эпизод самостоятельно урок по сновидениям в романе проходит более осознанно. Ребятам уже легче видеть сюжетные и идейные цепочки от эпизода ко всему роману в целом, им виднее детали, штрихи. Этот своеобразный
«Соня и Раскольников читают Евангелие», «Встреча Раскольникова и Мармеладова в распивочной», «Роль эпилога в романе».
Ход урока
Жизнь есть сон. Кальдерон
Дадим примерную схему разговора, вопросов и ответов, выделяя курсивом то, к чему стоило бы, на наш взгляд, привести учеников. Начать можно с небольшого вступления о теме сна в литературе разных эпох. Вот один из вариантов.
— С древних времен художественное изображение сновидений играло важную роль в фольклоре и литературе.
В средневековой Европе люди суеверно следовали вещим снам; сонник был одной из самых популярных книг. Эти суеверия перешли даже в эпоху Возрождения, Шекспир устами своего героя заявил:
Мы сами созданы из сновидений, И эту нашу маленькую жизнь Сны окружают…
Роман тикам сама реальная действительность представлялась горьким сном. Гениальные лирико-психологические эксперименты в этой области мы находим у Лермонтова . Таинственен и мистичен сон в балладе Жуковского «Светлана».
После Жуковского к изображению сна прибегали самые значительные мастера слова.
— В творчестве каких русских литераторов вы сталкивались с изображением сновидений?
Особенное влияние на Достоевского оказали сновидения в прозе Пушкина и Гоголя.
— Какие сны из произведений Пушкина вы можете вспомнить?
— В чем особенности использования снов в творчестве Гоголя?
Исследователь творчества Достоевского М. М. Бахтин утверждает, что во всей европейской литературе нет писателя, в творчестве которого сны играли бы такую большую роль, как у Достоевского. По Бахтину, в творчестве Достоевского сновидение приводит к резкому перелому во внутренней жизни человека, к его перерождению и обновлению.
Достоевский считал, что во сне забытые переживания людей выплывают в сферы, подконтрольные сознанию, а потому через свои сновидения человек лучше познает себя. Сновидения героев раскрывают их внутреннюю сущность — ту, которую не хочет замечать бодрствующий разум.
У Достоевского подсознание — это, как правило, тюрьма для угрызений совести. В сновидениях его героев из этой тюрьмы вырываются совесть или страх. По Достоевскому, разум, слуга низших и опасных желаний, аморален, а в подсознании человека живет стихийная любовь ко всему живому, тяга к другим людям.
Для того чтобы изучить сновидения героев Достоевского, их генезис, внутренний поэтический строй и функции в произведении, проведем сжатый анализ сновидений в романе » Преступление и наказание».
1. Сон о забитой лошади
— О чем этот сон?
Главный символ этого сна заимствован Достоевским из уличной сценки в цикле стихотворений Некрасова «О погоде».
Читается отрывок из стихотворения Некрасова.
— В чем различие изображения этой уличной сценки у Некрасова и Достоевского?
— А теперь сравним этот сон со сном Обломова. Что будет основанием для сравнения?
— Сопоставьте эти сны. Чем отличаются воспоминания детства героев?
— Вчитаемся в детали сна Раскольникова. Где происходит событие? Какие реалии города бросаются в глаза?
— Поразмышляем, какие ассоциации возникают при упоминании в данном контексте этих образов?
— Каков эмоциональный отклик маленького Роди на церковь и кабак?
— Проследим, почему эти образы появляются во сне Раскольникова. Какие события в романе предопределили появление этих образов во сне Раскольникова?
= жертва Дуни = жертва Сони -> цена и сущность сострадания.
Церковь — это еще и некий символ женского начала, неизменно милосердного, сострадательного, материнского. А кабак — напротив, начало мужское, которое в детском сознании неизменно отождествлялось с насилием.
И таким образом мы приходим к пониманию тайного смысла этого сна: герой мечется между милосердием и насилием, добром и злом. Он Расколот надвое.)
— Что подготовило появление этого сна? Что по сюжету предшествовало ему? Где «зацепки» сна с происшедшим до этого?
Каковы точки соприкосновения?
, то встречает огромную Телегу С ломовой Лошадью и какого-то Пьяного.
2. Письмо матери и напоминание о том, что «лепетал» Молитвы у Отца на коленях, то есть своеобразный призыв вспомнить детство.)
— Какова роль этого эпизода в романе?
2. Сон о повторном убийстве старухи
— Перескажите этот сон.
— Проанализируйте звуковую палитру сна… .
— Какому образу в русской литературе созвучен образ смеющейся старухи процентщицы?
— Раскольников бьет эту смеющуюся старуху и убегает. Кого встречает он на пути?
— Где, в каком сне в русской литературе присутствует толпа, масса народа?
— Что может означать этот момент сна, созданный, возможно, под влиянием снов Отрепьева?
3. Последний сон Раскольникова о трихинах
— Как вы считаете, почему этот сон называют «философским» итогом романа?
— Что привело человечество к гибели?
— Каким образом этот сон связан с судьбой Раскольникова?
( Этот сон — единственная мотивировка перерождения героя. Раскаяния не было, сон же о трихинах произвел решающий перелом в его душе. Его идея в подсознании оформилась до конца, нашла свое логическое завершение — отрицание догм, заповедей человеколюбия, морали ведет за собой разрушение всеобщее, что и поворачивает героя к людям.
Достоевский дает возможность Раскольникову пережить кошмарный сон жизни, а затем пробуждает к действительности — к этической действительности, к воссоединению с народным бытием. )
Имеет смысл вести на доске Опорный конспект урока. Выглядеть он может так.