Поэтика сновидений в романе «Преступление и наказание»

Подготовительный этап

Урок «Поэтика сновидений» я всегда предваряю уроком «Роль и место эпизода в художественном тексте», на котором в качестве образца разбора мы берем эпизоды из «Преступления и наказания» .

После этого урока теории по анализу эпизода и совместной с учителем попытки проанализировать конкретный эпизод самостоятельно урок по сновидениям в романе проходит более осознанно. Ребятам уже легче видеть сюжетные и идейные цепочки от эпизода ко всему роману в целом, им виднее детали, штрихи. Этот своеобразный

блок из уроков по анализу эпизода и снам Раскольникова завершает домашнее сочинение по одной из трех тем на выбор:

«Соня и Раскольников читают Евангелие», «Встреча Раскольникова и Мармеладова в распивочной», «Роль эпилога в романе».

Ход урока

Жизнь есть сон. Кальдерон

Дадим примерную схему разговора, вопросов и ответов, выделяя курсивом то, к чему стоило бы, на наш взгляд, привести учеников. Начать можно с небольшого вступления о теме сна в литературе разных эпох. Вот один из вариантов.

— С древних времен художественное изображение сновидений играло важную роль в фольклоре и литературе.

Гомер различает вещие и ложные сны. Платон говорил, что ложен не сон, а сама жизнь.

В средневековой Европе люди суеверно следовали вещим снам; сонник был одной из самых популярных книг. Эти суеверия перешли даже в эпоху Возрождения, Шекспир устами своего героя заявил:

Мы сами созданы из сновидений, И эту нашу маленькую жизнь Сны окружают…

Роман тикам сама реальная действительность представлялась горьким сном. Гениальные лирико-психологические эксперименты в этой области мы находим у Лермонтова . Таинственен и мистичен сон в балладе Жуковского «Светлана».

После Жуковского к изображению сна прибегали самые значительные мастера слова.

— В творчестве каких русских литераторов вы сталкивались с изображением сновидений?

Особенное влияние на Достоевского оказали сновидения в прозе Пушкина и Гоголя.

— Какие сны из произведений Пушкина вы можете вспомнить?

— В чем особенности использования снов в творчестве Гоголя?

Исследователь творчества Достоевского М. М. Бахтин утверждает, что во всей европейской литературе нет писателя, в творчестве которого сны играли бы такую большую роль, как у Достоевского. По Бахтину, в творчестве Достоевского сновидение приводит к резкому перелому во внутренней жизни человека, к его перерождению и обновлению.

Достоевский считал, что во сне забытые переживания людей выплывают в сферы, подконтрольные сознанию, а потому через свои сновидения человек лучше познает себя. Сновидения героев раскрывают их внутреннюю сущность — ту, которую не хочет замечать бодрствующий разум.

У Достоевского подсознание — это, как правило, тюрьма для угрызений совести. В сновидениях его героев из этой тюрьмы вырываются совесть или страх. По Достоевскому, разум, слуга низших и опасных желаний, аморален, а в подсознании человека живет стихийная любовь ко всему живому, тяга к другим людям.

Для того чтобы изучить сновидения героев Достоевского, их генезис, внутренний поэтический строй и функции в произведении, проведем сжатый анализ сновидений в романе » Преступление и наказание».

1. Сон о забитой лошади

— О чем этот сон?

Главный символ этого сна заимствован Достоевским из уличной сценки в цикле стихотворений Некрасова «О погоде».

Читается отрывок из стихотворения Некрасова.

— В чем различие изображения этой уличной сценки у Некрасова и Достоевского?

— А теперь сравним этот сон со сном Обломова. Что будет основанием для сравнения?

— Сопоставьте эти сны. Чем отличаются воспоминания детства героев?

— Вчитаемся в детали сна Раскольникова. Где происходит событие? Какие реалии города бросаются в глаза?

— Поразмышляем, какие ассоциации возникают при упоминании в данном контексте этих образов?

— Каков эмоциональный отклик маленького Роди на церковь и кабак?

— Проследим, почему эти образы появляются во сне Раскольникова. Какие события в романе предопределили появление этих образов во сне Раскольникова?

= жертва Дуни = жертва Сони -> цена и сущность сострадания.

Церковь — это еще и некий символ женского начала, неизменно милосердного, сострадательного, материнского. А кабак — напротив, начало мужское, которое в детском сознании неизменно отождествлялось с насилием.

И таким образом мы приходим к пониманию тайного смысла этого сна: герой мечется между милосердием и насилием, добром и злом. Он Расколот надвое.)

— Что подготовило появление этого сна? Что по сюжету предшествовало ему? Где «зацепки» сна с происшедшим до этого?

Каковы точки соприкосновения?

, то встречает огромную Телегу С ломовой Лошадью и какого-то Пьяного.

2. Письмо матери и напоминание о том, что «лепетал» Молитвы у Отца на коленях, то есть своеобразный призыв вспомнить детство.)

— Какова роль этого эпизода в романе?

2. Сон о повторном убийстве старухи

— Перескажите этот сон.

— Проанализируйте звуковую палитру сна… .

— Какому образу в русской литературе созвучен образ смеющейся старухи процентщицы?

— Раскольников бьет эту смеющуюся старуху и убегает. Кого встречает он на пути?

— Где, в каком сне в русской литературе присутствует толпа, масса народа?

— Что может означать этот момент сна, созданный, возможно, под влиянием снов Отрепьева?

3. Последний сон Раскольникова о трихинах

— Как вы считаете, почему этот сон называют «философским» итогом романа?

— Что привело человечество к гибели?

— Каким образом этот сон связан с судьбой Раскольникова?

( Этот сон — единственная мотивировка перерождения героя. Раскаяния не было, сон же о трихинах произвел решающий перелом в его душе. Его идея в подсознании оформилась до конца, нашла свое логическое завершение — отрицание догм, заповедей человеколюбия, морали ведет за собой разрушение всеобщее, что и поворачивает героя к людям.

Достоевский дает возможность Раскольникову пережить кошмарный сон жизни, а затем пробуждает к действительности — к этической действительности, к воссоединению с народным бытием. )

Имеет смысл вести на доске Опорный конспект урока. Выглядеть он может так.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Поэтика сновидений в романе «Преступление и наказание»