Поэтика сновидений в романе “Преступление и наказание”

Подготовительный этап

Урок “Поэтика сновидений” я всегда предваряю уроком “Роль и место эпизода в художественном тексте”, на котором в качестве образца разбора мы берем эпизоды из “Преступления и наказания” .

После этого урока теории по анализу эпизода и совместной с учителем попытки проанализировать конкретный эпизод самостоятельно урок по сновидениям в романе проходит более осознанно. Ребятам уже легче видеть сюжетные и идейные цепочки от эпизода ко всему роману в целом, им виднее детали, штрихи. Этот своеобразный

блок из уроков по анализу эпизода и снам Раскольникова завершает домашнее сочинение по одной из трех тем на выбор:

“Соня и Раскольников читают Евангелие”, “Встреча Раскольникова и Мармеладова в распивочной”, “Роль эпилога в романе”.

Ход урока

Жизнь есть сон. Кальдерон

Дадим примерную схему разговора, вопросов и ответов, выделяя курсивом то, к чему стоило бы, на наш взгляд, привести учеников. Начать можно с небольшого вступления о теме сна в литературе разных эпох. Вот один из вариантов.

– С древних времен художественное изображение сновидений играло важную роль в фольклоре и

литературе. Гомер различает вещие и ложные сны. Платон говорил, что ложен не сон, а сама жизнь.

В средневековой Европе люди суеверно следовали вещим снам; сонник был одной из самых популярных книг. Эти суеверия перешли даже в эпоху Возрождения, Шекспир устами своего героя заявил:

Мы сами созданы из сновидений, И эту нашу маленькую жизнь Сны окружают…

Роман тикам сама реальная действительность представлялась горьким сном. Гениальные лирико-психологические эксперименты в этой области мы находим у Лермонтова . Таинственен и мистичен сон в балладе Жуковского “Светлана”.

После Жуковского к изображению сна прибегали самые значительные мастера слова.

– В творчестве каких русских литераторов вы сталкивались с изображением сновидений?

Особенное влияние на Достоевского оказали сновидения в прозе Пушкина и Гоголя.

– Какие сны из произведений Пушкина вы можете вспомнить?

– В чем особенности использования снов в творчестве Гоголя?

Исследователь творчества Достоевского М. М. Бахтин утверждает, что во всей европейской литературе нет писателя, в творчестве которого сны играли бы такую большую роль, как у Достоевского. По Бахтину, в творчестве Достоевского сновидение приводит к резкому перелому во внутренней жизни человека, к его перерождению и обновлению.

Достоевский считал, что во сне забытые переживания людей выплывают в сферы, подконтрольные сознанию, а потому через свои сновидения человек лучше познает себя. Сновидения героев раскрывают их внутреннюю сущность – ту, которую не хочет замечать бодрствующий разум.

У Достоевского подсознание – это, как правило, тюрьма для угрызений совести. В сновидениях его героев из этой тюрьмы вырываются совесть или страх. По Достоевскому, разум, слуга низших и опасных желаний, аморален, а в подсознании человека живет стихийная любовь ко всему живому, тяга к другим людям.

Для того чтобы изучить сновидения героев Достоевского, их генезис, внутренний поэтический строй и функции в произведении, проведем сжатый анализ сновидений в романе ” Преступление и наказание”.

1. Сон о забитой лошади

– О чем этот сон?

Главный символ этого сна заимствован Достоевским из уличной сценки в цикле стихотворений Некрасова “О погоде”.

Читается отрывок из стихотворения Некрасова.

– В чем различие изображения этой уличной сценки у Некрасова и Достоевского?

– А теперь сравним этот сон со сном Обломова. Что будет основанием для сравнения?

– Сопоставьте эти сны. Чем отличаются воспоминания детства героев?

– Вчитаемся в детали сна Раскольникова. Где происходит событие? Какие реалии города бросаются в глаза?

– Поразмышляем, какие ассоциации возникают при упоминании в данном контексте этих образов?

– Каков эмоциональный отклик маленького Роди на церковь и кабак?

– Проследим, почему эти образы появляются во сне Раскольникова. Какие события в романе предопределили появление этих образов во сне Раскольникова?

= жертва Дуни = жертва Сони -> цена и сущность сострадания.

Церковь – это еще и некий символ женского начала, неизменно милосердного, сострадательного, материнского. А кабак – напротив, начало мужское, которое в детском сознании неизменно отождествлялось с насилием.

И таким образом мы приходим к пониманию тайного смысла этого сна: герой мечется между милосердием и насилием, добром и злом. Он Расколот надвое.)

– Что подготовило появление этого сна? Что по сюжету предшествовало ему? Где “зацепки” сна с происшедшим до этого?

Каковы точки соприкосновения?

, то встречает огромную Телегу С ломовой Лошадью и какого-то Пьяного.

2. Письмо матери и напоминание о том, что “лепетал” Молитвы у Отца на коленях, то есть своеобразный призыв вспомнить детство.)

– Какова роль этого эпизода в романе?

2. Сон о повторном убийстве старухи

– Перескажите этот сон.

– Проанализируйте звуковую палитру сна… .

– Какому образу в русской литературе созвучен образ смеющейся старухи процентщицы?

– Раскольников бьет эту смеющуюся старуху и убегает. Кого встречает он на пути?

– Где, в каком сне в русской литературе присутствует толпа, масса народа?

– Что может означать этот момент сна, созданный, возможно, под влиянием снов Отрепьева?

3. Последний сон Раскольникова о трихинах

– Как вы считаете, почему этот сон называют “философским” итогом романа?

– Что привело человечество к гибели?

– Каким образом этот сон связан с судьбой Раскольникова?

( Этот сон – единственная мотивировка перерождения героя. Раскаяния не было, сон же о трихинах произвел решающий перелом в его душе. Его идея в подсознании оформилась до конца, нашла свое логическое завершение – отрицание догм, заповедей человеколюбия, морали ведет за собой разрушение всеобщее, что и поворачивает героя к людям.

Достоевский дает возможность Раскольникову пережить кошмарный сон жизни, а затем пробуждает к действительности – к этической действительности, к воссоединению с народным бытием. )

Имеет смысл вести на доске Опорный конспект урока. Выглядеть он может так.


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Роль гоголя в русской литературе.
Сейчас вы читаете: Поэтика сновидений в романе “Преступление и наказание”