Эмоциональный резонанс и урок литературы
Воспитание человека невозможно вне воспитания сферы чувств, вне формирования способности сочувствия, эмоционального отклика на чувства других. Путь возникновения эмоции, рождающейся как отклик на чужие переживания, обозначается в психологии термином Эмоциональный резонанс. Этот резонанс, возникающий под влиянием семейного и общественного окружения, формирует во многом человека: психология устанавливает особую роль чувств, испытанных в детстве, они проносятся через всю взрослую жизнь.
Сильнейшее средство воспитания в ребенке
Один из подходов к решению этой проблемы кратко может быть изложен в следующем виде.
Для «управления» явлением эмоционального резонанса необходимо теоретически представить
Отправной точкой для такого представления может служить гипотеза сигнального подхода, предлагаемая Ю. Филипьевым . К объяснению принципа эстетического воздействия искусства Ю. Филипьев применяет учение теории информации о сигнальной настройке систем.
И в технике, и в природе, и в жизни мы встречаемся с сигналами-импульсами, приводящими в действие те или иные системы, организующими их работу. Во взаимодействии живых существ с объектами и явлениями окружающей среды сигнально-организующие действия приобретают огромное значение. Так, яркая окраска венчика цветка является сигнальной для насекомого, вызывая у него стремление лететь к цветку; «песня» птицы является сложным структурным сигналом, который способен внутренне настроить другую птицу на определенное поведение.
Ю. Филипьев видит и в художественном образе сигнальную функцию. Определенное структурное сочетание созвучий, красок, ритмических движений, слов, воплощающих художественный образ, вызывает у воспринимающего соответствующий резонанс ощущений и чувств, которые «идут… по образу и подобию самой эстетической структуры произведения искусства»