По индейским тропам
Урок-игра в 5-м классе по рассказу О. Генри «Вождь краснокожих»
В начале урока учитель предлагает ребятам поиграть в индейцев. Однако, говорит он, мы не будем трясти копьями и снимать скальпы. Наша игра — литературная.
Мы с вами поработаем над рассказом «Вождь краснокожих», повторим некоторые теоретические понятия.
Каждый ряд будет индейским племенем со своим вождем и знаком-тотемом. Цель нашего путешествия по индейским тропам — не стан бледнолицых, а вершина, которая называется «5».
Для того чтобы достичь
1. Тропа Внимательности.
2. Тропа Сообразительности.
3. Тропа Находчивости.
4. Тропа Дружбы.
Итак, вступаем на первую тропу.
1. Тропа Внимательности
— Где происходят события?
— Сколько было денег у похитителей и сколько им не хватало?
Варианты ответов:
300 и 1000 долларов; 200 и 5000 долларов; 600 и 2000 долларов.
— Какого цвета были волосы мальчика?
— Какие деревья на горе?
— За что решили похитители потребовать
— Кем сначала вообразил себя мальчик?
— Какие наказания придумал мальчик своим похитителям?
— С какой силой стал трясти Сэм мальчика после того, как он попал ему камнем по голове?
— С какой минуты был сломлен дух Билли?
— В какую игру играл мальчик на второй день?
— Какую сумму согласился заплатить отец мальчика?
— За сколько минут добежали похитители до границы с Канадой?
2. Тропа Сообразительности
— Расположить в логической последовательности следующие теоретические понятия: идея, жанр, сюжет, речевые средства, система образов.
— Каков жанр рассказа? Какие приемы создания смешного использует автор?
— Назовите несоответствия, неожиданности, которые встречаются в рассказе.
— Какие неожиданности сюжета ожидают читателя?
— Почему похищение ребенка не выглядит страшным?
— Какие речевые средства использует автор?
3. Тропа Находчивости
— Найдите в тексте речевые средства, которые помогают вызвать улыбку.
4. Тропа Дружбы
— Проинсценируйте самый смешной, на ваш взгляд, эпизод.
Домашнее задание
Прочитайте любой юмористический рассказ. Найдите, какие приемы создания смешного использует автор. Какие средства художественной выразительности помогают вызвать улыбку у читателя?