Фантастика и сатира. в повести «Собачье сердце»
В «фантастической» прозе Михаила Булгакова смех органично соединяется с глубокими философскими выводами и обобщениями; в них сочетаются ирония и гротеск, Фантастика и сатира, грустное и смешное. Читателю по прочтении этих произведении зачастую делается вовсе не смешно после той картины российской действительности, которую рисует писатель. Достоверность в изображении нередко самым причудливым образом сочетается у Булгакова С невероятной выдумкой, фантастикой. Писатель не только изображает реальность советской жизни 20-х годов, но
Так, вполне серьезный научный эксперимент, проводимый профессором Преображенским и доктором Бормента-лем, Булгаков превращает в трагифарс: из милейшего пса Шарика фантастическим образом получается омерзительный и наглый Полиграф Полиграфович Шариков. Симпатии автора находятся целиком на стороне профессора. Филипп Филиппович не только выдающийся специалист в своей области медицины, но также человек высокой европейской культуры и независимого ума. Он весьма критически воспринимает
В его взглядах и суждениях очень много общего со взглядами и суждениями самого Булгакова. Профессор скептически относится к революционному процессу, который, по его мнению, мешает людям заниматься своим прямым делом. Разруха, по его мнению, происходит не в стране, а в головах у людей, когда они начинают хором распевать революционные песни, а не работают. Он решительно выступает против любого насилия и считает, что ласка — вот единственный способ, который возможен и даже необходим в обращении с живыми существами.
Профессор говорит: «Террором ничего поделать нельзя… Террор совершенно парализует нервную систему». И именно этот профессор-консерватор, который категорически отвергает революционную теорию и практику переустройства мира да и вообще желает посвятить себя только науке и ни в коем случае не ввязываться в политику, вдруг сам оказывается чуть ли не в роли революционера, правда, только в медицине. Новый строй, исходя из марксистской теории, стремился из старого человеческого материала «сотворить» нового, революционного человека, сознательную коммунистическую личность. Пример тому — председатель домового комитета Швондер, пытавшийся из Шарикова сделать «сознательного товарища».
Этот социальный эксперимент с треском проваливается: из алкоголика и уголовника невозможно получить высоконравственную, сознательную личность даже при помощи переписки Энгельса с Каутским . Профессор Преображенский идет еще дальше в своем эксперименте: он пытается в буквальном смысле. слова «сотворить» человека, то есть берет на себя функции чуть ли не Бога, Впрочем, самодовольство профессора, вздумавшего улучшить саму природу, было наказано быстро и довольно жестоко: он в результате своего эксперимента сотворил отвратительного доносчика, алкоголика и демагога, который сумел превратить жизнь своего создателя в сущий ад. Булгаков не жалеет ярких, сатирических красок при изображении этого по-своему типичного представителя «победившего класса» — пролетариата, потому что больше всего на свете писатель ненавидел плебейское хамство. Его Шариков не только омерзителен, но и страшен. С каждым днем он становится все агрессивнее, все наглее, особенно когда получает официальные документы й становится сов-служащим — заведующим подотделом очистки города Москвы от бродячих животных.
Он уже не довольствуется тем, что душит бедных бездомных котов, он, почувствовав власть и безнаказанность, начинает «душить» людей. Так, Шариков обещает «сократить» девушку-машинистку, которая не захотела выйти за него замуж. С каким презрением и сарказмом рисует Булгаков своего героя! Писатель как бы пророчески предостерегает, что именно такие трусливые негодяи шариковы, получив власть над людьми, станут опаснее и во много раз страшнее любого самого опасного и жестокого зверя. К счастью, профессор понял свою ошибку и сумел сделать обратный ход — превратить Шарикова опять в собаку.
Но грозное предостережение останется в его памяти на всю оставшуюся жизнь. Фантастика в повести «Собачье сердце» важна не сама по себе: она помогает Булгакову ярче, острее показать те явления, которые он, как и профессор Преображенский, не принимая в новой действительности. Едкая сатира писателя — это то оружие, которым он сражался со швондерами и шарйковами, и талант писателя делал это оружие особенно опасным.