Достоевский и Некрасов: материалы для сопоставления

В литературоведческих исследованиях не раз говорилось об использовании Достоевским самых различных материалов как автобиографического, так и литературного характера. Постараемся проследить путь художественной мысли писателя, проанализировав стихотворение Н. А. Некрасова «До сумерек» и «Сон об истязании лошади» из романа » Преступление и наказание».

Фрагменты стихотворения

Под жестокой рукой человека Чуть жива, Безобразно тоща, Надрывается Лошадь-калека Непосильную ношу влача. — … Клячонка стояла Полосатая

вся от кнута…

Фрагменты эпизода

Но теперь, странное дело, в большую Такую телегу впряжена была маленькая, тощая, саврасая крестьянская Клячонка…

… Клячонка дергает изо всей силы, Но не только вскачь, а даже и шагом-то Чуть-чуть может справиться…

Как видим, и Некрасов, и Достоевский описывают слабую, беззащитную «клячонку», которая не в состоянии справиться с «непосильной ношей». Связь стихотворения с эпизодом очевидна, более того, наблюдаются явные лексические совпадения.

У Некрасова описываемое животное называется «лошадь-калека», «клячонка». У Достоевского тоже употребляется

слово «клячонка». Создавая образ избиваемой лошади, писатель употребляет существительные с уменьшительно-пренебрежительными суффиксами: «кобыленка», «лошаденка», с помощью которых, с одной стороны, подчеркивается невозможность бедного животного защитить себя, с другой стороны, показано сочувствие и сострадание автора и его героя к бедной «лошаденке».

Использованы Достоевским и некоторые некрасовские эпитеты. У Некрасова лошадь «чуть жива», «безобразно тоща», у Достоевского — «маленькая, тощая… клячонка», «издыхающая кобыленка», «…этака лядащая кобыленка».

С помощью художественных определений писателю удается создать образ замученного, доведенного до смерти, беззащитного животного, которое вызывает жалость и сострадание маленького Раскольникова. Писатель показывает все самое чистое, доброе, человеческое, что есть в герое романа.

И вновь обратимся к фрагментам анализируемых произведений.

Фрагменты стихотворения

Вот она зашаталась и стала… «Ну!» — погонщик полено схватил — И уж бил ее, бил ее, бил!

Фрагменты эпизода

…клячонка… кряхтит и приседает от ударов трех кнутов, сыплющихся на нее, как горох… Два парня из толпы достают еще по кнуту и бегут к лошаденке сечь ее с боков… Миколка вытаскивает со дна телеги длинную и толстую оглоблю, берет ее за конец в обе руки и с усилием размахивается над савраской… со всех сторон принимают ее в шесть кнутов, а оглобля снова вздымается и падает в третий раз, потом в четвертый, мерно, с размаха…

Миколка бросает оглоблю, снова нагибается в телегу и вытаскивает железный лом…

При описании орудий истязания писателями используется прием градации. У Некрасова называется «кнут», «полено», у Достоевского — «три кнута», «оглобля», «шесть кнутов», «железный лом». Во сне упоминается еще одно орудие убийства — топор: «Топором ее, чего!

Покончить с ней разом, — кричит третий». Герой, переживая увиденный сон, отождествляет себя с Миколкой: «Неужели ж я в самом деле возьму топор, стану бить по голове, размозжу ее череп…» Наяву позднее Раскольников топором убивает старуху процентщицу и Лизавету.

Обратим внимание на отношение некрасовского лирического героя и маленького Раскольникова к происходящему.

Фрагменты стихотворения

Я сердился — и думал уныло: «Не вступиться ли мне за нее?» В наше время сочувствовать мода. Мы помочь бы тебе и не прочь, Безответная жертва народа, — Да себе не умеем помочь…

Фрагменты эпизода

…Он бежит подле лошадки, он забегает вперед, он видит, как ее секут по глазам, по самым глазам! Он плачет. Сердце в нем поднимается, слезы текут…

Мальчик, единственный сочувствующий, пытается сначала спасти несчастную лошадь, а потом отомстить за нее, бросаясь на Миколку…

Лирического героя Некрасова возмутила увиденная картина, но это явно рефлексирующий герой, остающийся «внутри себя» . Маленький Раскольников в эпизоде пытается защитить несчастную лошадь и бросается с «кулачонками» на истязателя.

Сходными в эпизоде и стихотворении является и ответная реакция народа, наблюдающего происходящее.

Фрагменты стихотворения

…Это праздных прохожих Смешило, Каждый вставил словечко свое…

Фрагменты эпизода

…Вдруг Хохот раздается залпом и покрывает все…

— Живуча! — кричат кругом.

— Сейчас беспременно падет, братцы, тут ей и конец! — кричит из толпы любитель.

Писатели изображают равнодушную толпу, у Достоевского она даже озлобленная и злорадствующая. Но в эпизоде романа «Преступление и наказание» из толпы слышатся голоса, осуждающие действия Миколки:

«- Да что на тебе креста, что ли, нет, леший! — кричит один старик из толпы.

— Видано ль, чтобы така лошаденка таку поклажу везла, — прибавляет другой…

— Заморишь! — кричит третий…»

Подводя итоги своих наблюдений, мы приходим к следующим выводам. Стихотворение Н. А. Некрасова «До сумерек» представляет собой бытовую зарисовку, заостренную социально-психологически. Достоевский создает картину символическую.

Некрасовские художественные образы, использованные Достоевским в контексте эпизода и всего романа и подвергнутые творческой переработке, становятся образами-символами.

1. От безымянного погонщика у Некрасова к жестокому Миколке, имеющему в романе своего антипода под таким же именем.

2. От некрасовской «лошади-калеки», «клячонки» к «лошаденке», «кобыленке», «клячонке» и далее в романе к изображению несчастной Катерины Ивановны

3. От «кнута» и «полена» к «трем кнутам», «оглобле», «шести кнутам», «железному лому» и «топору», которым совершается преступление.

4. От некрасовских «плачущих, кротких глаз» к «глазам савраски» к «глазам» Лизаветы и Сони Мармеладовой.

5. От смеющейся толпы у Некрасова к равнодушной, хохочущей, поющей песню, злорадствующей толпе в эпизоде «Сон об истязании лошади» и к смеющейся, любопытной публике, наблюдающей за Катериной Ивановной и ее детьми на улице Петербурга.

6. Отсутствие осуждающих жестокость в некрасовском стихотворении и народная точка зрения на происходящее во сне Раскольникова и в самом романе .

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Достоевский и Некрасов: материалы для сопоставления