Нравственные и эмоциональные доминанты авторского замысла в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
Нравственные и эмоциональные доминанты авторского замысла в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Комедия Н. В. Гоголя «Ревизор» — новаторское произведение, во многом отличающееся от предшествующей и современной Гоголю комедиографии. И главное отличие этой пьесы в том, что в ней нет «положительного» полюса — «положительных» персонажей, выражающих авторские представления о том, какими должны быть чиновники, нет героев-«рупоров» авторских идей. Идеалы писателя выражены в комедии другими средствами.
Все герои «Ревизора»
Все они не прочь запустить руку в казну, «поживиться» взяткой от купца, украсть то, что предназначено для их подопечных и так далее. А в целом складывается картина российского чиновничества, «всеобще» уклоняющегося от истинного служения царю и Отечеству, которое должно быть обязанностью и делом чести дворянина. В то же время, «социальные пороки» в героях «Ревизора» — только часть их человеческого облика. Все персонажи наделены еще и индивидуальными недостатками, которые становятся формой проявления общечеловеческих пороков. Можно сказать, что смысл изображенных Гоголем характеров значительно масштабнее их общественного положения: герои представляют не только уездное чиновничество или российскую бюрократию, но и «человека вообще», с легкостью забывающего о своих обязанностях перед людьми и Богом.
Так, в городничем мы видим властного лицемера, твердо знающего, в чем его выгода. Ляпкин-Тяпкин представляет собой философа-брюзгу, любящего продемонстрировать свою ученость, но выставляющего напоказ только свой ленивый, неповоротливый ум. Земляника — это «наушник» и льстец, прикрывающий свои «грехи» чужими «грешками». Почтмейстер же, «угощающий» чиновников письмом Хлестакова, — любитель подглядывать «в замочную скважину». Ну а сам мнимый «ревизор» Иван Александрович Хлестаков — воплощение бездумного вранья, легкого отношения к жизни и слабости приписывать себе чужие дела и чужую славу.
Это человек-«лабардан», то есть смесь глупости, бессмыслицы и чепухи, которые претендуют на то, чтобы их принимали за ум, смысл и порядок. «Я везде, везде», — говорит о себе Хлестаков. Как замечает Гоголь, «всякий хоть на минуту, если не на несколько минут, делался или делается Хлестаковым, но, натурально, в этом не хочет только признаться…». Основная эмоция? которая царит во время всего действия пьесы, — это страх героев, крепко связанный с авторским смехом. Он проявляется в ситуации, вызванной полученным сообщением о скором приезде ревизора из Петербурга. Далее — в ситуации глухоты и слепоты чиновников, внезапно переставших понимать смысл слов, которые произносятся Хлестаковым.
Они истолковывают их превратно, не слышат и не видят очевидного. И, наконец, в ситуации подмены: Хлестаков был принят за настоящего ревизора. В связи с этим нужно сказать, что основной источник комического в «Ревизоре» и основная эмоциональная доминанта авторского замысла — это страх, буквально парализующий уездных чиновников, превращающий их из властных самодуров в людей суетливых, заискивающих, жалких. Именно страх лишает их разума, делает «глухими» и «слепыми»: » городничий и прочие трясутся от страха». Страх и вызванные им глухота и ослепление стали почвой, на которой возникла ситуация подмены, определившая характер конфликта и комедийного сюжета «Ревизора».
Таким образом, на мой взгляд, нравственные и эмоциональные доминанты авторского замысла в «Ревизоре» связаны со смехом и страхом. Именно они призваны Гоголем обличать пороки — социальные и нравственные — героев комедии. Высмеивая их, «от противного», писатель являет свой положительный идеал человека. Важно, что Комические персонажи в изображении Гоголя вовсе не являются уродливыми мутациями людей. Для него это обычные люди, с их недостатками и пороками, те, кому особенно необходимо слово истины.
Они ослеплены властью и безнаказанностью, привыкли считать, что жизнь, которую они ведут, и есть подлинная жизнь. Для Гоголя это люди заблудившиеся, ослепшие, никогда не знавшие о своем «высоком» общественном и человеческом предназначении. Великий русский писатель в «Ревизоре» и в последовавших за ним произведениях, в том числе и в «Мертвых душах», проводит мысль о том, что, только увидев себя в зеркале смеха, люди способны испытать душевное потрясение, задуматься о новых жизненных истинах, о смысле своего «высокого» земного и небесного «гражданства».