Обучение грамоте — как один из основных разделов изучения языка
Из опыта работы учителя начальных классов
Автор: Рузанова Татьяна Михайловна, учитель начальных классов, Коробчеевская специальная общеобразовательная школа — интернат VIII вида, Московская область, Коломенский район, село Коробчеево
Описание работы : Данный материал будет полезен учителям начальных классов, родителям и всем тем, кто обучает детей чтению.
Цель: Поделиться находками и приемами обучения чтению, чтобы коллеги могли использовать их в своей работе
Русский язык как учебный предмет является ведущим, так как от
Умственно отсталые первоклассники должны выучить наизусть с голоса учителя
Много интересного применяю на уроках обучения грамоте. На каждую букву, звук имеются карточки с изображением предметов и показы письменных и печатных образцов букв. / Смотрите фотографию/
Разрезную азбуку на магнитах применяю как игру » На рыбалке «. Ученик удочкой вытаскивает рыбку-букву и называет ее и слова с этой буквой, а на доске вспоминает письменный образ этой буквы.
Сигналы с разноцветными кружочками позволяют устанавливать обратную связь и отрабатывать умение различать гласные и согласные звуки и буквы.
Очень нравится детям «Чтение с секретом «. Показываю указкой различные слоги, Дети самостоятельно читают и по секрету на ушко говорят учителю слово
Ро-ди-на мо-ло-ко ма-ма
Игра в «Магазин «. На столе игрушки. Купить игрушку, в названии которой 2 слога, 3 слога, 1 слог. Сделать шаги — проверить количество слогов.
Игрушки садятся за парты и читают вместе с детьми. Игровые моменты повышают интерес к чтению.
Учить детей различать предложения в тексте, делать остановки на точках помогает паровозик. До точки едет Алеша — паровозик свистит — остановка. Дети усваивают, что на точке надо остановиться.
Работа над пунктуацией и выразитель — ностью чтения.
Главным учебным предметом в начальной школе считаю чтение и развитие речи.
Чтение — это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя
Навык чтения — это то, чему учат и одновременно то, посредством чего ученик сам учится. Процесс овладения чтением является очень сложным. Вовлекаются все волевые качества — восприятие, внимание, воображение, память.
У детей нашей школы заниженный уровень познавательной активности, поэтому научить их читать очень трудно.
Чтение, книга — это мощное средство образования, воспитания и развития: умственного, эстетического, интеллектуального и чувственного, средство развития всех способностей. Много внимания уделяю теме «Формирование интереса учащихся к чтению книг «. Творческое и ответственное отношение к своему делу дают положительные результаты. В пятый класс ученики идут хорошо подготовленными.
Все отлично читают, умеют работать с книгой, с текстом, отвечать на поставленные вопросы, пересказывать, выражать свое отношение к героям рассказа.
Чтение — вот лучшее учение. Это главное учение человека в жизни, без которого он не может постичь окружающий мир. Этому умению учит учитель начальной школы. Передо мной всегда стоит вопрос: Что придумать, чтобы урок чтения стал любимым?
Как учить, чтобы дети полюбили книгу? Ведь книга, прочитанная в детстве, остается в памяти на всю жизнь и влияет на последующее развитие. Помню слова Константина Дмитриевича Ушинского «Все, что усваивается человеком впоследствии, никогда не имеет той глубины, какой отличается все усвоенное в детские годы «. Учить детей читать — дело непростое. Надо не только научить читать буквы, а научить читать мысли, задумываться над каждым написанным словом — чему оно нас учит.
На уроках обучения грамоте буквы для нас становятся живыми. Мы здороваемся с каждой изученной буквой, вспоминаем, как она звучит. В каких словах живет. «С «- Сережина, «М » — мамина, «К » — Клавина.
Как писал Константин Георгиевич Паустовский: » Слова, то шелестят, как трава, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают, как первый лед «.
Хороший прием — выделять изучаемую букву в тексте, подчеркнуть карандашом. . На полях карандашом пишу большую и маленькую буквы. Внимательно вести пальчиком по строчкам и подчеркивать изучаемую букву. Кстати, следить нужно с помощью пальчика, так как рецепторы кончика пальца возбуждают головной мозг, что очень важно для учеников с умственной отсталостью.
Это упражнение помогает запомнить графический образ буквы и приучает к самому процессу чтения — «читать » по строчкам, развивает внимание не пропустить ни одной буквы.
Способы чтения, которые очень нравятся детям.
Совместное чтение с учителем
Хоровое чтение с выделением гласной
Индивидуальное чтение
«Эхо » — 1 читает, все повторяют
Стремлюсь научить детей читать выразительно. В 1 классе на каждом уроке должен звучать образец учительского чтения. В этом мне помогает книга Юдина «Букваренок «, которая удачно дополняет учебный материал.
Большую помощь в формировании навыка выразительного чтения оказывают небольшие по объему произведения, написанные в форме диалога Имеется в классе «Волшебный сундучок » с карточками для обучения чтению по ролям. Например:
— Здравствуй, кумушка, хлеб да соль…
— Я ем свой, а ты подальше стой.
— Дай мне рыбки.
— Налови сам, да ешь.
— Да, я не умею.
— Эка, ведь я же наловила.
Работа над интонацией, силой, эмоциональной окраской голоса удачно проходит в элементах «драматизации «, разыгрываем небольшие сказки. Для поддержки интереса к чтению и книге сотрудничаю с библиотеками. Знакомлю детей со школьным библиотекарем, провожу экскурсии в библиотеку и приглашаю на интересные беседы к себе на урок.
Ходим часто и в сельскую библиотеку. Совместно с работниками библиотеки проводим утренники, посвященные юбилеям детских писателей /Смотрите фотографии/
Даю рекомендации родителям «Как повысить скорость чтения? «
1. Покажите ребенку, как вы читаете. Для этого берите красивую книгу с крупными буквами, садитесь с ребенком и читаете интересный стих . При этом водите пальчиком ребенка по прочитанным словам.
2. Со временем появятся тексты, которые дети знают наизусть. Ребенок с удовольствием «читает » этот текст, а вы помогаете ему показать прочитанное слово.
3. Такая работа не мешает параллельно учить алфавит, наоборот, алфавит запоминается весь, в комплексе.
4. У ребенка складывается пример скорости чтения, желание читать полными словами.
5. Обязательно следует возвращаться к прочитанному.
6. При отработке навыка чтения необходима помощь взрослого, похвала, радость успеха.
7. Как только ребенок научится читать по слогам плавно, формировать навык чтения и прививать любовь и интерес к книге хорошо помогает игра «Гусеница «.
«Гусеница » строится и растет из кружочков, в которых записаны прочитанные ребенком стихотворения, рассказы, сказки. Чтобы убедиться, что ученик действительно прочитал текст, можно попросить пересказать прочитанное. Кружочки «Гусеницы » соединяем друг с другом с помощью скотча.
Детям нравится сравнивать длину «Гусеницы «.
Урокам обучения грамоте уделяю особое значение, так как они являются фундаментом всего дальнейшего обучения.