Москва Пастернака

А. Ю. Сергеева-Клятис, В. Г. Смолицкий. МОСКВА ПАСТЕРНАКА. М.: Совпадение, 2009. 527 с. .

В мире литературы одна из самых проблемных сфер — литературное краеведение. Будучи, по сути, естественнейшей формой нашего познания окружающего мира, приближения к культурному наследию родины и человечества, на деле оно непрестанно смыкается с несносной музеефикацией , активно осваивается малограмотными дилетантами, изнемогающими от нежности к своему малому патриотизму… У нас множество книг о писателях под единообразными заголовками «Классик в…»

, но реальное знание о жизни и творчестве мастера из таких трудов, нередко увесистых, извлечь затруднительно.

К счастью, книга о Москве Бориса Леонидовича Пастернака никакого отношения к халтурному литературному краеведению не имеет. Более того, прочитав всего два-три десятка страниц, понимаешь, что в твоих руках — не просто литературный путеводитель по городу, в котором родился классик русской литературы ХХ века и с которым была связана почти вся его жизнь. Авторы книги в жестких коммерческих условиях нашего рынка, и книжного тоже, сумели создать книгу для всех. Впрочем, здесь же нельзя не отметить издательство

«Совпадение» — пока не столь известное, как наши производители чтива, но очевидно сильное — и чувствующее время, и не сдающееся времени в плен. Авторы ведут читателя по вехам московской жизни Пастернака, давая свое каждому, от старшеклассника до искушенного литературоведа.

А множество фотографий , именной указатель, объемные примечания окончательно ставят эту замечательную книгу в авангард нашего развивающегося пастернаковедения.

Завершая вступительную главу, авторы обозначили еще одну задачу своего труда: попытаться «хотя бы отчасти воскресить облик навсегда утраченной Москвы — Москвы Бориса Пастернака», тем самым возбуждая у многих своих читателей то же чувство «горечи расставания с прошлым», которое наполняло и жизнь героя книги. Без преувеличений можно утверждать: в наше посткоммунистическое время, особенно в первом десятилетии нового века, уничтожается уже не Москва Пастернака, Пушкина, Лермонтова, Александра Островского, Ивана Шмелева, Есенина… Уничтожается Москва — обитель великой, единственной для нас русской литературы и культуры, столица превращена в мегаполис, город — в конгломерат.

В поисках прибежища от этой безы­сходности обращу внимание на следующее: книга о Москве Пастернака отпечатана вологодским ООО ПФ «Полиграф-Периодика», притом очень достойно, что называется, качественно. Экономическая основа причин такого отдаления от столицы легко прочитывается, и потому особенно приятно: это знак благого ухода от тяжело центростремительного развития нашей страны.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Москва Пастернака