Конспект урока на тему «Буквы е, е, ю, я в начале слова»
Хлопянова Татьяна Витальевна русский язык
Учитель начальных классов 2 класс
МБОУ «СОШ№14» система Л. В. Занкова
Г. Новомосковска
Тульской области
Тема урока: Буквы е, е, ю, я в начале слова
Цель: Организовать деятельность учащихся, направленную на расширение знаний о функциях букв Е, Е, Ю, Я .
Задачи:
Создать на уроке ситуацию, помогающую открыть, что буквы е, е, ю, я обозначают не только мягкость согласных, но и два звука.
Способствовать развитию умения обобщать и делать выводы; использовать словарный запас и
Воспитывать настойчивость, упорство, дисциплинированность, интерес к предмету, уважение к родному языку.
Предметные результаты
— устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с йотированными гласными;
— определять «работу» букв е, е, ю, я после согласных и в начале слова.
Метапредметные результаты
— строить понятные для партнера высказывания;
— давать адекватную самооценку;
— слушать, оценивать друг друга;
— формулировать
Оборудование:
Русский язык. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.
В 2 ч. Ч 1/А. В. Полякова. — М.: Просвещение, 2015. — 144 с.
Раздаточный материал
Ноутбук, мультимедиа приставка
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Анализ | |
I. Организация класса. | — Запишите число, классная работа. | Дети делают записи | Подготовить учащихся к работе на уроке |
II. Актуализация знаний. Чистописание. | — Посмотрите на доску. Речь ключ мел мяч Е ю? ? — Найдите связь между верхним и нижним рядами. — Вместо? поставьте подходящую букву. Обоснуйте свой ответ. — Что общего у всех этих букв? — Пропишите эти буквы . — А теперь отгадайте загадки, а отгадки запишите в столбик. 1.Распустила алый хвост, Улетела в стаю звезд. Наш народ построил эту Межпланетную… 2. Ясными ночками Гуляет Мама с дочками. Дочкам не твердит она: «Спать ложитесь, поздно!» Потому что мать — луна, А дочурки — … 3. Если б не было его, Не сказал бы ничего. 4. Что же это за девица: Не швея, не мастерица, Ничего сама не шьет, А в иголках круглый год. 5. Кручусь, верчусь, И мне не лень Вертеться даже Целый день. — Подчеркните буквы, обозначающие мягкость согласных. — Какие буквы подчеркнули? | Дети рассматривают и читают записи — Нужно вставить буквы Е И Я, потому что это гласные. — Потому что в слове речь — гласная буква е, а в слове ключ — ю. — Это гласные буквы. — Они обозначают мягкость согласного, который стоит перед ними. Дети записывают отгадки — Я подчеркнул буквы Е и Е. | Активизировать мыслительные операции: — анализ и синтез; — сравнение и сопоставление; — классификация. Проверить знания учащихся об уже изученных функциях букв е, е, ю, я. |
III. Постановка проблемы | — А в каких словах буквы не подчеркнули? — Почему? — Тогда почему эти слова также предложены для записи? — Верно, сегодня на уроке мы с вами вспомним еще об одной роли букв е, е, ю, я. Кто-то догадался, о какой? — Конечно, вот над этим мы и поработаем на уроке . | — В словах Язык, Юла и Елка эти буквы не обозначают мягкость согласного звука. — Мне кажется, мы еще не все повторили о буквах е, е, ю, я. — Они в начале слова обозначают два звука. | Организовать и направить познавательную деятельность учащихся на восприятие нового материала. |
IV. Поиск решения | — Итак, вернемся к нашим словам. Мы не случайно записали их в столбик. Какое задание можно выполнить, чтобы доказать, что буквы е, ю, я в этих словах обозначают два звука? — Теперь убедились в верности своих выводов? Сравним их с выводами авторов учебника с.67. | — Составить транскрипции этих слов. Дети читают правило. | |
V. Физ. минутка | — Я буду называть слова, а вы, если буквы е, е, ю, я обозначают мягкость согласного, делаете наклон вправо; если они обозначают два звука — наклон влево. Слова: Ягода, реки, ель, пена, юла, люди, рябина, емкость, клен, ирис. — А почему на последнем слове не наклонились? | Дети наклоняются. — В слове ирис нет этих букв. | Психологически важно, чтобы содержание физ. минутки было связано с учебной деятельностью. Это помогает сохранить логику в учебном процессе. |
VI. Закрепление | Учебник с.68, 69. Упражнения 124, 127 — по вариантам . Взаимопроверка — Прочтите текст, найдите слова с йотированными гласными . В лесу. Надя и Юра пришли в лес. Вот полянка. В траве земляника. Вкусна первая ягодка! — Какое задание можете предложить? — А есть ли слово, которое можно записать в обе группы? Какое? — Это слово оказалось в тексте не случайно. Как вы думаете, почему? — Мы с вами продолжим разговор о йотированных гласных на следующем уроке. | — Дети выполняют упражнение, затем при взаимопроверке ставят на полях + или — в зависимости от правильности выполнения задания. — Дети читают текст со слайда, находят слова. — Разделить слова на группы. Выписать их по группам. — Это слово «первая», т. к. в нем есть буква Е, она обозначает мягкость согласного звука, и есть буква Я, она обозначает два звука. | На основе приобретенных знаний вырабатывать соответствующие умения и навыки. Установить, усвоили ли учащиеся закономерности новых понятий |
VII. Итог урока. | — Какое открытие сегодня сделали? — Какие задачи на следующий урок? | ||
VIII. Домашнее задание. | — На доске развешаны карточки. Это — домашнее задание . Подойдите к доске и возьмите понравившуюся. | Дети выбирают домашнее задание. | Выработка умения оперировать полученными знаниями. |
Используемые источники:
Русский язык. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.
В 2 ч. Ч 1/А. В. Полякова. — М.: Просвещение, 2015. — 144 с.
Русский язык. 2 класс: поурочные планы по учебнику А. В. Поляковой/авт.-сост. Г. Н. Белова. — Волгоград: Учитель, 2015. — 335 с.
Л. И. Тикунова, В. П. Канакина. Сборник диктантов и творческих работ: Пособие для учителя нач. шк. — М.: Просвещение, 1992. — 176 с.
Приложение 1.