Конспект урока на тему «Буквы е, е, ю, я в начале слова»

Хлопянова Татьяна Витальевна русский язык

Учитель начальных классов 2 класс

МБОУ «СОШ№14» система Л. В. Занкова

Г. Новомосковска

Тульской области

Тема урока: Буквы е, е, ю, я в начале слова

Цель: Организовать деятельность учащихся, направленную на расширение знаний о функциях букв Е, Е, Ю, Я .

Задачи:

Создать на уроке ситуацию, помогающую открыть, что буквы е, е, ю, я обозначают не только мягкость согласных, но и два звука.

Способствовать развитию умения обобщать и делать выводы; использовать словарный запас и

устойчивые выражения для достижения поставленной цели; орфографическую зоркость, внимание, память, логическое мышление.

Воспитывать настойчивость, упорство, дисциплинированность, интерес к предмету, уважение к родному языку.

Предметные результаты

— устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с йотированными гласными;

— определять «работу» букв е, е, ю, я после согласных и в начале слова.

Метапредметные результаты

— строить понятные для партнера высказывания;

— давать адекватную самооценку;

— слушать, оценивать друг друга;

— формулировать

вывод по результатам наблюдений.

Оборудование:

Русский язык. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.

В 2 ч. Ч 1/А. В. Полякова. — М.: Просвещение, 2015. — 144 с.

Раздаточный материал

Ноутбук, мультимедиа приставка

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Анализ

I. Организация класса.

— Запишите число, классная работа.

Дети делают записи

Подготовить учащихся к работе на уроке

II. Актуализация знаний. Чистописание.

— Посмотрите на доску.

Речь ключ мел мяч

Е ю? ?

— Найдите связь между верхним и нижним рядами.

— Вместо? поставьте подходящую букву.

Обоснуйте свой ответ.

— Что общего у всех этих букв?

— Пропишите эти буквы .

— А теперь отгадайте загадки, а отгадки запишите в столбик.

1.Распустила алый хвост,

Улетела в стаю звезд.

Наш народ построил эту

Межпланетную…

2. Ясными ночками

Гуляет Мама с дочками.

Дочкам не твердит она:

«Спать ложитесь, поздно!»

Потому что мать — луна,

А дочурки — …

3. Если б не было его,

Не сказал бы ничего.

4. Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год.

5. Кручусь, верчусь,

И мне не лень

Вертеться даже

Целый день.

— Подчеркните буквы, обозначающие мягкость согласных.

— Какие буквы подчеркнули?

Дети рассматривают и читают записи

— Нужно вставить буквы Е И Я, потому что это гласные.

— Потому что в слове речь — гласная буква е, а в слове ключ — ю.

— Это гласные буквы.

— Они обозначают мягкость согласного, который стоит перед ними.

Дети записывают отгадки

— Я подчеркнул буквы Е и Е.

Активизировать мыслительные операции:

— анализ и синтез;

— сравнение и сопоставление;

— классификация.

Проверить знания учащихся об уже изученных функциях букв е, е, ю, я.

III. Постановка проблемы

— А в каких словах буквы не подчеркнули?

— Почему?

— Тогда почему эти слова также предложены для записи?

— Верно, сегодня на уроке мы с вами вспомним еще об одной роли букв е, е, ю, я. Кто-то догадался, о какой?

— Конечно, вот над этим мы и поработаем на уроке .

— В словах Язык, Юла и Елка эти буквы не обозначают мягкость согласного звука.

— Мне кажется, мы еще не все повторили о буквах е, е, ю, я.

— Они в начале слова обозначают два звука.

Организовать и направить познавательную деятельность учащихся на восприятие нового материала.

IV. Поиск решения

— Итак, вернемся к нашим словам. Мы не случайно записали их в столбик. Какое задание можно выполнить, чтобы доказать, что буквы е, ю, я в этих словах обозначают два звука?

— Теперь убедились в верности своих выводов? Сравним их с выводами авторов учебника с.67.

— Составить транскрипции этих слов.

Дети читают правило.

V. Физ. минутка

— Я буду называть слова, а вы, если буквы е, е, ю, я обозначают мягкость согласного, делаете наклон вправо; если они обозначают два звука — наклон влево.

Слова: Ягода, реки, ель, пена, юла, люди, рябина, емкость, клен, ирис.

— А почему на последнем слове не наклонились?

Дети наклоняются.

— В слове ирис нет этих букв.

Психологически важно, чтобы содержание физ. минутки было связано с учебной деятельностью. Это помогает сохранить логику в учебном процессе.

VI. Закрепление

Учебник с.68, 69.

Упражнения 124, 127 — по вариантам . Взаимопроверка

— Прочтите текст, найдите слова с йотированными гласными .

В лесу.

Надя и Юра пришли в лес. Вот полянка. В траве земляника. Вкусна первая ягодка!

— Какое задание можете предложить?

— А есть ли слово, которое можно записать в обе группы? Какое?

— Это слово оказалось в тексте не случайно. Как вы думаете, почему?

— Мы с вами продолжим разговор о йотированных гласных на следующем уроке.

— Дети выполняют упражнение, затем при взаимопроверке ставят на полях + или — в зависимости от правильности выполнения задания.

— Дети читают текст со слайда, находят слова.

— Разделить слова на группы. Выписать их по группам.

— Это слово «первая», т. к. в нем есть буква Е, она обозначает мягкость согласного звука, и есть буква Я, она обозначает два звука.

На основе приобретенных знаний вырабатывать соответствующие умения и навыки.

Установить, усвоили ли учащиеся закономерности новых понятий

VII. Итог урока.

— Какое открытие сегодня сделали?

— Какие задачи на следующий урок?

VIII. Домашнее задание.

— На доске развешаны карточки. Это — домашнее задание . Подойдите к доске и возьмите понравившуюся.

Дети выбирают домашнее задание.

Выработка умения оперировать полученными знаниями.

Используемые источники:

Русский язык. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.

В 2 ч. Ч 1/А. В. Полякова. — М.: Просвещение, 2015. — 144 с.

Русский язык. 2 класс: поурочные планы по учебнику А. В. Поляковой/авт.-сост. Г. Н. Белова. — Волгоград: Учитель, 2015. — 335 с.

Л. И. Тикунова, В. П. Канакина. Сборник диктантов и творческих работ: Пособие для учителя нач. шк. — М.: Просвещение, 1992. — 176 с.

Приложение 1.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Конспект урока на тему «Буквы е, е, ю, я в начале слова»