Кинематограф — союзник литературы
Опыт проведения интегрированного урока
Учителя литературы гимназии № 47 города Кургана с большим интересом читают статьи Т. В. Рыжковой «Как использовать кино на уроке литературы». Отрадно, что газета обратила внимание на эту проблему. Литература демократична по самой своей природе: создается личностью, к личности обращена и личностью потребляется. В ходе чтения и после знакомства с произведениями нас не оставляет желание обдумывать их, представлять себе героев и их поступки.
В этом нам как нельзя лучше помогает киноискусство,
Задумываясь над проблемой совершенствования уроков литературы, мы разделяем точку зрения автора о том, что «организация взаимодействия читательской и зрительской деятельности на уроках литературы — один из эффективных способов ее решения». Т. В. Рыжкова выделяет ряд методических условий, обеспечивающих эффективность этого взаимодействия. Например, необходимо предварительное знакомство учеников со средствами кинематографической выразительности, а процесс взаимодействия читательской и зрительской деятельности должен проходить в несколько
С Т. В. Рыжковой нельзя не согласиться. Наш многолетний опыт позволяет нам утверждать, что интерес к литературе повышается, а литературное развитие школьников протекает интенсивнее при внедрении интегративного подхода к организации взаимодействия читательской и зрительской деятельности. Мы убеждены, что превратить кинематограф из соперника литературы в ее союзника вполне реально.
Надеемся, что наши наработки, которыми мы решили поделиться, явятся своеобразным дополнением к богатому и заслуживающему внимания педагогов опыту уважаемой Татьяны Вячеславовны Рыжковой.
В гимназии № 47 г. Кургана с 1991 года ведутся курсы «Основы театра и кино» и «Основы экранной культуры» . А. Ю. Серебрякова работает по своим авторским программам, в основе которых лежит Программа Министерства образования РФ «Основы экранной культуры для учащихся 1-11-х классов» .
Уже в начальной школе у детей вырабатываются навыки восприятия экранных произведений. Осмысление результатов восприятия происходит в ходе коллективного обсуждения фильмов и в художественно-творческой деятельности . Здесь же закладываются основы аудиовизуальной грамотности. Знания о языке кино, полученные в начальной школе, углубляются и систематизируются в среднем и старшем звеньях.
Особое место в преподавании этих предметов отводится синтезу литературы и кино. Программа каждого года обучения теории кино строится с учетом тех литературных произведений, которые изучаются в том или ином классе. Во 2-м и 3-м классах это мультфильмы по известным сказкам русских и зарубежных писателей: «Крокодил Гена», «Винни Пух», «Чиполлино», «Маугли», «Бемби» и др.
В 4-м и 5-м классах это уже художественные фильмы: «Королевство кривых зеркал», «Три толстяка», «Мио, мой Мио», «Сказка о потерянном времени», «Каменный цветок» и др. В 6-м и 7-м классах — экранизации былин, сказок и пьес, в том числе и Е. Шварца. Кроме того, в гимназии модулем ведется элективный курс «Литература и кино» .
Практически все учителя литературы, работающие в гимназии, используют в учебном процессе экранизации программных литературных произведений. Причем эта работа носит не иллюстративный характер. Мы стараемся серьезно анализировать произведения разных искусств, выявлять сходства и отличия книги и фильма, авторскую позицию писателя и режиссера, говорить о языке кинематографа.
Работа с книгой и фильмом проходит в несколько этапов.
1. Прочтение детьми книги
За много лет практики мы не меняем этого условия, всегда ставим его на первый план. Реальное осуществление этого этапа мы формируем уже во 2-3-м классах. В начальной школе в ходе преподавания основ театра и кино с учетом программы по чтению мы всегда организуем сначала чтение книги, а только потом коллективный просмотр и обсуждение экранизации. Читая книгу, ученик переживает вместе с героями то, что выпадает на их судьбу. Позднее, следя за действиями на экране, он осмысляет материал уже совместно с создателями фильма и своими одноклассниками.
Это дает еще больший простор впечатлениям, усиливает эмоциональное восприятие произведения. Повторяем, чтение в нашей работе с детьми предваряет просмотр фильма — экранизации. Признаем, что в этом мы противоречим Т. В. Рыжковой.
2. Обсуждение книги
3. Просмотр фильма
Сегодня сведения, полученные при общении ученика с художественным текстом на уроках литературы, в работе с учебником, критическими статьями, мемуарами, необходимо дополнять еще и возможностями киноискусства, потому что современный читатель — это еще и в большей степени зритель.
4. Обсуждение фильма. Анализ киноязыка
5. Сопоставительный анализ книги и фильма. Режиссерское прочтение литературного произведения
6. Сочинение
На первых двух этапах работает учитель литературы. На третьем и четвертом — учитель основ культуры. Пятый этап — это интегрированный урок, который ведут два учителя одновременно.
Шестой этап — самостоятельное творчество детей.
Продолжая разговор, начатый Т. В. Рыжковой о творчестве драматурга Е. Л. Шварца и режиссера Н. А. Кошеверовой , мы предлагаем вашему вниманию разработку интегрированного урока «Е. Л. Шварц в литературе и кино» .
Этот урок является заключительным в серии уроков, посвященных творчеству драматурга и анализу его пьесы «Тень» . Уроки, соответствующие первым четырем этапам работы с книгой и фильмом, уже позади: ребята прочитали пьесу, обсудили сюжет, характеры героев; на уроках основ экранной культуры Дети уже посмотрели фильм «Тень», сделали первоначальный анализ языковых средств кинематографа. К последнему уроку они уже самостоятельно готовят сообщение о творчестве драматурга и режиссера. По рекомендации педагогов они прочитали другие произведения Е. Шварца и могут сделать определенные выводы о его творчестве в целом.
Вопрос учителя литературы начинает интегрированный урок: «В чем же секрет популярности Е. Шварца у читателей, зрителей, режиссеров театра, кинематографистов?» Возможный ответ: «Секрет успеха кроется в тех общечеловеческих вопросах, которые ставит драматург в своих книгах, в его умении говорить о них совершенно открыто, несмотря на трудности времени, в котором он жил.»
О чем же говорил «в полный голос» писатель и драматург Е. Л. Шварц?
Ребята приводят цитаты из сказок и пьес.
«Любите, любите друг друга, да и всех нас заодно…» . «Я не волшебник, я только учусь… но любовь помогает нам делать настоящие чудеса» . «Все идет отлично — мы с вами, вы с нами, и все мы вместе. Что враги сделают нам, пока сердца наши горячи?.. .
Говоря о режиссере, ребята отмечают, что фильм «Тень» — не первое обращение Надежды Александровны Кошеверовой к творчеству Евгения Львовича Шварца. По его сценариям она поставила фильмы «Золушка» и «Каин XVIII» . Не остается без внимания и такой факт, что и Кошеверова, и Шварц очень интересовались сказками Х. К. Андерсена. Е. Шварц взял за основу пьес «Тень», «Голый король», «Снежная королева» сказки великого датчанина. А Н. Кошеверова поставила по мотивам сказок Андерсена фильмы «Старая, старая сказка» и «Соловей» . Не случайно в картине «Тень» есть прямое упоминание об Андерсене. «Вы похожи на Андерсена. Он когда-то жил в этой комнате», — говорит Аннунциата, и зритель видит даже портрет писателя.
Кроме того, Олег Даль, исполнитель главных ролей — Ученого и его Тени, внешне похож на датского сказочника. Можно вспомнить и о том, что именно О. Даль играл сказочника и солдата в «Старой, старой сказке».
Учитель литературы подчеркивает, что Е. Шварц заимствовал старый сказочный сюжет у Андерсена, а тот, в свою очередь, у немецкого писателя Адельберта Шамиссо, написавшего повесть «Необычайная история Петера Шлемиля» — о человеке, потерявшем свою тень. Е. Шварц пересоздал сказку, наполнил ее новым содержанием, придал ей новый идейный смысл.
Обсуждение пьесы и фильма начинается с описания страны, в которую приезжает Ученый. Ребята зачитывают по книге цитату из пьесы, а затем смотрят начальный эпизод фильма, когда разговор о стране происходит не в гостинице , а в вагоне поезда.
Поскольку каждый режиссер имеет право на авторские поправки, на свои собственные идеи, то Н. Кошеверова очень удачно представила нам героев картины и ту страну, в которой будет разворачиваться действие. С первых кадров зритель вовлекается в этот условный, сказочный мир. Едет игрушечный поезд, и звучит песня: «До сказки осталось 10, 9… шагов».
Художники фильма создают на экране город, в котором, кажется, мог бы жить Андерсен. Причудливые силуэты домов, шарманщик. Зрителю все кажется ненастоящим. Пространство сказки насквозь условно.
Это игра, это все понарошку. Но в то же время герои, одетые в сказочные костюмы, глубоко современны.
Далее идет разговор об основном конфликте пьесы. Ребята отвечают на вопросы учителя литературы и делают вывод: в пьесе происходит борьба живого и мертвого в самих людях, борьба равнодушия и горячего желания служить людям. Каково же жизненное кредо главных героев — Ученого и его Тени?
Для более полного ответа на этот вопрос вниманию ребят предлагается эпизод фильма — разговор Ученого с Тенью. После просмотра дети отвечают на вопросы учителя основ экранной культуры.
1. Какие средства кино помогают раскрытию основного конфликта между Ученым и его Тенью?
Выразительные средства актерского мастерства: мимика лица, пластика движений, жесты, походка. Улыбчивое лицо Ученого и застывшая маска Тени. Мертвенная бледность его лица.
Теплые глаза Ученого и холодные — Тени.
Костюмы героев: костюм Ученого в светло-коричневых теплых тонах; костюм Тени — черный с серебром. От него веет холодом.
Разные прически: прилизанные волосы у Тени и мягкие — у Ученого.
Речь героев: отрывистая, истеричная у Тени, убедительная, горячая у Ученого.
Декорации: черное кресло Тени; красная обивка комнаты и нежный голубой цвет лестницы дворца, по которой спускаются Ученый и Аннунциата.
2. Можно ли судить о характерах героев по их внешнему облику?
Учащиеся отвечают, что внешний облик, безусловно, дополняет их представление об этих героях. Но в целом судить об их характерах нужно по поступкам, по их отношению к другим людям.
3. Почему на роль Ученого и его Тени приглашен один и тот же актер? Нельзя ли было предложить роль Тени другому актеру?
Ответы детей: «Нельзя, так как Ученый и его Тень — одно целое», «Тень — второе «я» человека» и т. д.
При обсуждении других героев книги и фильма ребятам задаются вопросы.
— Близки ли герои фильма героям пьесы?
— Согласны ли вы с выбором актеров?
— Назовите актеров, снимавшихся в фильме.
— Соответствуют ли ваши представления о героях пьесы тому, что вы увидели на экране?
Поскольку все актеры в фильме играют замечательно, то ребята в основном соглашаются с выбором режиссера. Особенно отмечают они образ Аннунциаты. Он несет в пьесе и фильме большую смысловую нагрузку.
В этом образе отражена великая вера драматурга в «хороших людей», в их способности, в их желание бороться и идти до победы. Добрая, верная Аннунциата сумела сохранить в этом жутком людоедском мире свою чистую совесть, ясный взгляд, горячее сердце. Актриса Марина Неелова прекрасно справилась со своей ролью.
Кстати, ее дебют в кино состоялся как раз в фильмах Н. Кошеверовой «Старая, старая сказка» и «Тень».
Просмотр и анализ заключительного эпизода фильма заставляет ребят задуматься о смысле слов Ученого: «Он скрылся, чтобы еще раз и еще раз стать у меня на дороге. Но я узнаю его, я всюду узнаю его…» В мире еще много зла, и бороться с ним надо постоянно.
В последних кадрах фильма появляется широкая лестница, очень похожая на ту, по которой бежала Золушка, обронив свою туфельку. Лестница — символ сказки «Золушка», символ чуда. «Обыкновенное чудо» совершается и в «Тени», когда любовь торжествует. Ученый и Аннунциата спускаются по лестнице, не обращая внимания на мольбы Принцессы, на уговоры льстивых подданных.
Они идут навстречу своему счастью.
И вновь звучит песня, которую мы слышали в начале картины. Зрителю дают понять, что это хотя сказка закончилась, до нее один шаг. Нужно только его сделать, этот шаг, — и ты вновь окажешься в сказке…
Заканчивается урок фрагментом фильма «Золушка», а именно — заключительной фразой Короля: «Ну вот, друзья, мы и добрались до самого счастья…»
Это своеобразная перекличка героев Е. Шварца и героев Н. Кошеверовой. И те, и другие ведут неустанную борьбу за счастье.
Позволим себе познакомить вас с цитатами из творческих работ учащихся 7-х классов, написанных после просмотра и обсуждения фильма.
Пьесу я прочитала раньше, чем посмотрела фильм. У меня возникли свои представления о героях. Но актеры так хорошо играют, что я невольно согласилась с режиссером Н. Кошеверовой, пригласившей именно этих актеров в свою картину.
Особенно мне понравились Олег Даль и Андрей Миронов.
Фильм чудесный! С удовольствием посмотрела бы еще раз. Но пьеса производит более глубокое впечатление.
Может быть, потому, что она была первой?
Читая пьесу, я должен был додумать глубоко запрятанный смысл каждой фразы драматурга. А картина помогает увидеть то, что спрятано за страницами книги. Как в театре, открывается занавес — и все становится понятным.
А одна из учениц 7-го класса, Ксения Севастьянова, заинтересовавшись творчеством Е. Шварца, выполнила исследовательскую работу по теме «Диалог — средство создания характера в литературе и кино» и выступила на областной научно-практической конференции школьников.
Подобным же образом мы организуем работу и по пьесе Е. Шварца «Дракон», только уже в 11-м классе.
Урок по предлагаемому нами модулю не просто суммирует знания, эмоциональные оценки учеников, а придает изучаемому новое качество. Образная система произведения на таких уроках воспринимается в зрительном, слуховом, смысловом единстве, что уводит от схематичного, формального понимания героев и проблем, решаемых ими.
Литературное произведение предполагает соразмышление, сопереживание, диалог, возможность существования различных точек зрения. Одновременная работа с книгой и экранизацией дает возможность ученику сопоставить восприятие мира писателем и кинематографистами со своими представлениями о прочитанном и увиденном. Интегрированный курс «Литература и кино» позволяет выстроить диалог об искусстве, о литературе, о жизни, расширяет кругозор учащихся, ведет к тому, чтобы экран не стоял между книгой и читателем, а был рядом с ними.