Источники нравственности: урок внеклассного чтения в 4 классе

Тема. Сказка-ложь, да в ней намек: добрым молодцам урок

Цель: способствовать формированию нравственных взаимоотношений учащихся через

Сказки Леонардо да Винчи

Оборудование: 10 сказок Леонардо да Винчи

1. Огорчение

Один человек повстречал на улице своего давнего знакомого. Желая себя показать, он принялся с жаром допытываться:

— Да тебя же просто не узнать! На тебе лица нет, глаза совсем потускнели. Уж не стряслось ли беды какой?

— Увы, — грустно отвечал тот, со мной такое случается, когда…

— Да как ты можешь

спокойно об этом говорить? Нужно немедленно обратиться к знаменитому лекарю. Любую хворь важно вовремя упередить, — и он долго распинался, не давая рта раскрыть своему знакомому.

— а скажи-ка, любезный, давно л ты замечаешь за собой такие странные перемены в настроении?

— Всякий раз, как вижу твою самодовольную физиономию. От великого огорчения при встрече с тобой мне становится не мил весь белый свет.

Мораль: Никогда не следует давать советов, если тебя об этом не просят.

2. Великодушие

Высунув голову из гнезда, орленок увидел много птиц, летающих среди скал. Он спросил:

— Мама, что это

за птицы?

— Наши друзья, — ответила орлица. — Орел живет в одиночестве, но и он порою нуждаются в окружении. Все эти птицы — наши верные друзья.

Вдруг орленок закричал:

— Ай-ай, они украли у нас еду!

— Успокойся, сынок! Они ничего не украли. Я сама их угостила. Как бы орел ни был голоден, он непременно должен поделиться частью своей добычи с друзьями.

На такой высоте они не в силах найти пропитание, и им следует помогать.

Мораль: Кто желает иметь верных друзей, должен быть добрым, терпимым, проявляя внимание к чужим нуждам. Причем уважение добывается не силой, а великодушием и готовностью поделиться с нуждающимся последним куском.

Осел на льду

Проплутал осел по полям и сильно утомился. Вконец обессилевший он растянулся на льду:

— Передохну немного здесь, нет больше сил.

Подлетел юркий воробей и прочирикал ему на ухо:

— Осел, очнись! Ты не на дороге, а на замерзшем пруду. Но ослу так хотелось спать, что он ничего не слышал… Вскоре из его ноздрей повалил пар.

Под воздействием тепла лед стал подтаивать, пока с треском не обломился.

Оказавшись в холодной воде, осел тотчас проснулся и стал звать на помощь. Но было уже поздно…

Мораль: Никогда не следует пренебрегать добрым советом, особенно когда

Находишься в незнакомом месте.

4. Горностай

Однажды, когда лисица была занята трапезой, мимо пробегал горностай в своем великолепном одеянии.

Насытившаяся лисица предложила:

— Хочешь отведать, приятель?

— Благодарю покорно, — с достоинством ответил горностай, — но я уже пообедал.

Та в ответ засмеялась:

— Какие же вы чистюли! просто диву даешься. Едите один раз в день и предпочитаете голодать, лишь бы не замарать свою шубку.

Вдруг откуда ни возьмись появились охотники. Рыжая молнионосно скрылась, а горностай помчался к своей норе. Но солнце успело растопить снег, и его опрятная норка заплыла грязью.

Белоснежный горностай несколько замешкался, стараясь не запачкаться, и вот тут-то охотники сразили его.

Мораль: Умеренность, здравый смысл во всем.

Бритва

Была у цирюльника бритва красоты необыкновенной. Однажды, когда работы не было, она отправилась на прогулку, гордо подбоченясь. Яркое солнце заиграло на стальном полированном лезвии, а по стенам домов весело запрыгали солнечные зайчики.

Ослепленная бритва пришла в неописуемый восторг.

— Неужели после такого великолепия я должна вернуться в цирюльню? Разве там место моему нежному лезвию? Спрячусь-ка я в укромном месте.

Шли месяцы… соскучившись бритва решила выйти из затворничества: она осторожно выпустила лезвие и горделиво огляделась вокруг… Но, о ужас! Нежное лезвие огрубело, стало похожим на ржавую пилу, и больше не отражало солнечных лучей… и тогда бритва принялась горько плакать:

— зачем я поддалась соблазну?

Как мною гордились, как меня холили! Я погибла! Нет мне спасения!

Мораль: Та же печальная участь ожидает всякого, кто наделен талантом, но вместо того чтобы развивать свои способности, чрезмерно возносится и предается самолюбованию. Такой человек становится ленивым и обрастает ржавчиной невежества, разъедающий плоть и душу.

6.Лебедь

Лебедь понял причину усталости и озноба, пронизывающего все тело. Он знал, что час его пробил и настала неотвратимая пора прощания с жизнью… Его перья были так же прекрасны и белоснежны, как и в далекие годы юности.

Ему улдалось пронести в незапятнанной чистоте свое одеяние через все жизненные испытания…

Изогнув красивую шею, он медленно и величаво подплыл к старой плакучей иве, закат окрасил в пурпур воды… В глубокой вечерней тишине послышалось лебединое пение. Никогда ранее лебедь не пел с такой проникновенной задушевностью и щемящей тоской.

Он вдохновенно пел о своей любви к природе, небу, воде, земле…

— Лебедь поет, — прошептали зачарованные рыбы, птицы и все прочие. — Это песня умирающего лебедя.

Нежная грустная песня эхом разнеслась по округе и замерла с последними лучами солнца.

Мораль: Подобно тому, как разумно и дельно проведенный день одаривает нас безмятежным сном, так и честно прожитая жизнь дарит спокойную смерть

7. Пчела и трутни

Как-то не выдержала рабочая пчела, урезонившая трутней, летавших попусту вокруг улья:

— Вам бы только не работать! Куда ни глянь, все трудятся, делают запасы в прок. Вот, к примеру, крохотный муравей: все лето работает в поте лица, стараясь не упустить ни одного дня. Мал да удал.

Ведь зима не за горами.

Трутни в ответ на наставления пчелы огрызнулись:

— Нашла кого ставить в пример! Да твой хваленый муравей губит семена каждого урожая. Этот крохобор тащит всякую мелочь в свой муравейник.

Мораль: Бездельника хлебом не корми, а дай порассуждать, да и в умении очернить других ему не откажешь. Он всегда готов найти оправдание своей никчемности.

8. Камень и огниво

Получив однажды сильный удар от огнив, кремень возмутился:

— С чего ты так набросился на меня? Оставь мои бока в покое, я никому не причиняю зла.

— Не сердись, дружок, — с улыбкой промолвило огниво в ответ. Если ты наберешься немного терпения, то вскоре увидишь. Какое чудо произойдет.

После этих слов кремень успокоился и стал терпеливо сносить удары огнива. И, наконец, из него был высечен огонь, способный творить истинные чудеса. Так терпение кремня было по заслугам вознаграждено.

Мораль : Если запастись терпением и проявить старание , то посеянные семена знания непременно дадут добрые всходы

9 . Плющ

Плющ крепко обвил ствол и ветки боярышника за высоким забором. Но, добравшись до самой вершины, он увидел другой забор по ту сторону дороги:

— как бы мне хотелось туда перебраться! Не век же мне сидеть на одном месте. Соседний забор куда красивее и выше этого.

И завистливое растение вконец утратило покой: оно постепенно удлиняло ростки и приближалось к заветной цели… И вот наконец — плющу удалось зацепиться за ветку соседнего забора и крепко обвиться вокруг нее. Он был горд победой.

Но под вечер на дороге появился запоздалый прохожий. Оказавшись перед преградой, он оборвал зеленую гирлянду плюща и выбросил в канаву.

Мораль: Старайся всегда искать плюсы в той ситуации, в которой находишься. Зависть — неблагодарное чувство.

10. Луна и устрица

Устрица была по уши влюблена в луну. Словно завороженная, она часами глядела на нее. Сидевший в засаде прожорливый краб заметил, что раззява-устрица раскрывает ночью створки раковины, забыв обо всем на свете.

Едва взошла луна, и устрица по обыкновению уставилась на нее открыв рот, краб подцепил клешней каме6шек и, изловчившись, бросил его внутрь раковины. Устрица постаралась было захлопнуть створки, но было поздно — помешал брошенный камешек.

Мораль: Подобная участь ждет каждого, кто не умеет хранить сокровенные тайны. Глаза и уши, охочие до чужих секретов, всегда найдутся.

План урока:

1. Сообщение темы и целей урока

2. Знакомство с содержанием и моралью сказок

3. Анализ конкретных ситуаций из жизни класса

4. Подведение итогов урока

Вывод: сказка-ложь, да в ней намек6 добрым молодцам урок.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Источники нравственности: урок внеклассного чтения в 4 классе