«Госпожа Бовари», художественный анализ романа Гюстава Флобера
В основу романа «Госпожа Бовари» легла реальная история семейства Деламар, рассказанная Флоберу другом — поэтом и драматургом Луи Буйле. Эжен Деламар — посредственный врач из глухой французской провинции, женатый в начале на вдове, а затем на молодой девушке — стал протипом Шарля Бовари. Его вторая жена — Дельфина Кутюрье — изнывающая от мещанской скуки, тратившая все деньги на дорогие наряды и любовников и покончившая жизнь самоубийством — легла в основу художественного Образа Эммы Руо/Бовари.
При этом Флобер всегда
С момента рождения замысла и до публикации произведения прошло долгих пять лет. Все это время Флобер тщательно работал над текстом романа, первоначально имевшим тысячу страниц и урезанным до четырехсот. В «Госпоже Бовари», как ни в каком другом произведении французского классика, проявилась его уникальная художественная манера, заключающаяся в лаконизме, ясности выражения мысли и предельной точности слова.
Работа над
Художественная Проблематика романа тесно связана с Образом главной героини — Эммы Бовари, воплощающей в себе классический романтический конфликт, заключающийся в стремлении к идеалу и неприятию низменной действительности. Душевные метания молодой женщины, между тем, проходят на сугубо Реалистическом фоне и не имеют ничего общего с возвышенными позициями прошлого. Она и сама, «при всей своей восторженности», была натурой «рассудочной»: «в церкви ей больше всего нравились цветы, в музыке — слова романсов, в книгах волнения страстей…». «Чувственное наслаждение роскошью отождествлялось в ее разгоряченном воображении с духовными радостями, изящество манер — с тонкостью переживаний».
Получившая стандартное женское воспитание в монастыре урсулинок Эмма всю жизнь тянется к чему-то необычному, но каждый раз сталкивается с пошлостью окружающего ее мира. Первое разочарование настигает девушку сразу же после свадьбы, когда вместо романтического праздника при свете факелов она получает фермерскую пирушку, вместо медового месяца — бытовые заботы по обустройству нового дома, вместо статного, умного, стремящегося сделать карьеру мужа — доброго, ничем, кроме нее, не интересующегося, человека с некрасивыми манерами. Случайное приглашение на бал в замок Вобьесар становится сокрушающим для Эммы: она понимает, насколько сильно не устраивает ее жизнь, впадает в тоску и приходит в себя только после переезда в Ионвиль.
Материнство не приносит главной героини радости. Вместо долгожданного сына Эмма рожает дочь. Купить желаемое детское приданое она не может из-за недостатка средств. Девочка, как и ее отец, обладает заурядной внешностью. Эмма называет дочь Бертой — в честь незнакомой ей женщины с Вобьесарского бала — и практически забывает о ней.
Любовь к дочери в госпоже Бовари просыпается вместе с тщетными попытками полюбить мужа, которые она делает на протяжении всего романа, разочаровавшись то в одной, то в другой своей страсти.
Первая влюбленность в помощника нотариуса, белокурого юношу Леона Дюпюи оборачивается для Эммы платонической, полной душевных переживаний связью. Госпожа Бовари не сразу догадывается о том, что происходит между ней и молодым человеком, но, поняв это, изо всех сил пытается удержаться в лоне семьи и общественной морали. На людях она «была очень печальна и очень тиха, очень нежна и в то же время очень сдержанна. Хозяйки восхищались ее расчетливостью, пациенты — учтивостью, беднота — сердечность. А между тем она была полна вожделений, яростных желаний и ненависти».
На этом этапе жизни от измены Эмму удерживает собственная «душевная вялость» и неопытность Леона.
После того, как измученный безответной любовью юноша уезжает в Париж, госпожа Бовари вновь погружается в тоску, из которой ее вырывает новая, уже вполне взрослая страсть в виде первого в жизни любовника — Родольфа Буланже. Эмма видит в тридцатичетырехлетнем красавце романтического героя, в то время как богатый помещик воспринимает женщину, как очередную любовницу. Госпожу Бовари хватает на полгода возвышенной любви, после чего ее отношения с Родольфом переходят в статус «семейных».
При этом разрыв с мужчиной Эмма воспринимает настолько болезненно, что, как и положено всем романтическим героиням, чуть не умирает от нервной горячки.
Последний этап духовного падения Эммы приходится на второго любовника, первого любимого — Леона Дюпюи. Встретившиеся спустя несколько лет герои уже обладают необходимой для создания временной пары распущенностью и не испытывают никаких угрызений совести из-за происходящего. Напротив и Эмма, и Леон наслаждаются своей любовью, но делают это до тех пор, пока не наступает очередное пресыщение.
Любовные похождения госпожи Бовари проходят для мужа незамеченными. Шарль боготворит супругу и слепо доверяет ей во всем. Будучи счастлив с Эммой, он совсем не интересуется тем, что чувствует она, хорошо ли ей, все ли ее устраивает в жизни? Госпожу Бовари это приводит в бешенство.
Возможно, будь Шарль более внимательным, она смогла бы установить с ним хорошие отношения, но каждый раз, когда она пытается найти в нем что-то положительно, он неизменно разочаровывает ее — своей душевной черствостью, своей врачебной беспомощностью, даже своим горем, свалившимся на него после смерти отца.
Запутавшись в чувствах, Эмма одновременно путается и в деньгах. В начале она покупает вещи для себя — чтобы развлечься, успокоиться, приблизиться к красивой жизни; затем начинает делать подарки любовникам, обустраивать свое любовное гнездышко в Руане, транжирить деньги на чувственные удовольствия. Финансовый крах приводит Эмму к краху духовному.
Она всей душой ощущает моральное превосходство мужа, и намеренно уходит из жизни, в которой так и не нашла счастья. Шарль прощает жене измены и потерю состояния. Он любит ее вопреки всему, и умирает вслед за ней, потому что жить без нее не может.