Футуризм
Футуризм
1) Авангардистское течение в литературе и искусстве 1910 — 1930-х гг. Родиной футуризма была Италия, а его «крестным отцом» — поэт Ф. Т. Маринетти. Футуристская эстетика основывалась на отказе от культурного наследия, эпатажном художественном эксперименте. При этом идея революции в искусстве связывалась с идеей «глобальной переделки мира».
В своем творчестве итальянские футуристы пытались запечатлеть энергию, динамизм, «техницизм» современной цивилизации, сознание «человека толпы». Русский футуризм имел
2) Авангардное явление в русской поэзии. Сюда входило несколько групп: эгофутуристы ; кубофутуристы — А. Крученых, Д. Бурлюк, В. Маяковский, В. Хлебников, В. Каменский; группа «Центрифуга» и группа «Мезонин поэзии» . Несмотря на различия этих групп, между ними было то общее, что позволяет говорить о поэтическом течении.
Футуристы отказывались от наследия классической литературы,
Футуристы отрицали правила грамматики, синтаксиса, разрушали привычные ритмы и рифмы. Они экспериментировали с языком, вводя авторские неологизмы. В их стихах соединялось высокое и низкое, торжественные интонации с «простым, как мычание».
Некоторые футуристы прибегали к «зауми», истолковывая ее как расширение поэтических возможностей русского языка . В стихах футуристов очевидно стремление к примитивизации. Футуристы эпатировали, будоражили публику не только названиями сборников, но и внешним поведением, антиэстетизмом в жизни. Их творчество направлено на разрушение, ниспровержение существующего. Не случайно так близка оказалась футуристам идея революции с ее лозунгом: «Весь мир насилья мы разрушим до основанья».
Не случайно многие футуристы стали певцами революции.
Тем не менее футуризм, если отвлечься от его крайностей, способствовал выявлению богатства русского поэтического языка, обновлению поэтической формы. Он подготовил появление конструктивизма 20-х годов, поэзии обериутов , своеобразно отразился в современной авангардной поэзии.