Духовный резонанс: памяти Рида Федоровича Брандесова
5 января ушел из жизни Рид Федорович Брандесов — преподаватель методики литературы, ветеран Великой Отечественной войны. Ему было 83 года. Его образ неизменно пробуждает в его учениках и коллегах светлые, возвышенные чувства — «любви прекрасные моменты».
В стихотворении на лицейскую годовщину Пушкин написал о своем наставнике Куницыне: «Он создал нас, он воспитал наш пламень…» То же можно отнести к Брандесову. На филологическом факультете Челябинского педуниверситета, которому Рид Федорович отдал сорок лет, без преувеличения,
Скорби, потери, «души прекрасные порывы», любовь к жизни, высота духа — этим отмечена его судьба. Родился в Ленинграде. Подростком в двенадцать лет остался без родителей — они были репрессированы, погибли в ГУЛАГе, реабилитированы посмертно.
Воспитанник детского дома, блокадник, в семнадцать лет он добровольцем вступил в действующую армию — служил радистом на Балтийском флоте, участвовал в обороне Ленинграда. И после войны служил в ВМС до 1950 года. Награжден орденом Великой Отечественной войны II степени, боевыми медалями.
Рид с детства
Но и на их фоне, по воспоминаниям, он выделялся своим поведением, манерами, походкой моряка. Он был для всех учеников, особенно для мальчишек, непререкаемым авторитетом. При всей живости натуры, темперамента, в нем всегда присутствовала благородная сдержанность и внутренняя значительность военного человека старой закалки.
Он был внимателен к детям, умел подмечать их находки, достижения, восхищался успехами. Рид Федорович умел и любил учить, даже безнадежно безграмотных. Работал вдохновенно. Учительство было его призванием. Все хотели учиться у него и переживали, когда он перешел работать в пединститут.
Но и здесь он сохранил верность школе, став методистом.
Рид Федорович Брандесов — это, безусловно, персона в методике преподавания литературы. Кандидатскую диссертацию, посвященную самостоятельному анализу художественного текста на уроке литературы, защитил в ЛГПУ им. А. И. Герцена в 1968 году, и ленинградская кафедра методики преподавания литературы считала его своим.
По духу, эмоциональной и профессиональной устремленности он был «шестидесятником», просветителем-романтиком. Едва ли не единственный из провинциальных по прописке ученых, стал соавтором вузовского учебника методики, созданного на этой кафедре под руководством профессора З. Я. Рез и вышедшего в издательстве «Просвещение». Его статьи публиковал журнал «Литература в школе».
Центром научных интересов Рида Федоровича Брандесова были проблемы преподавания литературы как искусства слова, эстетического воспитания. Поэт в душе, он и в науке мыслил метафорически. Понятие «эмоциональный резонанс» стало визитной карточкой методиста Брандесова. Свидетельство тому — многочисленные ссылки в диссертациях. Он был убежден, что «воспитание человека невозможно без воспитания сферы чувств, вне формирования способности сочувствия, эмоционального отклика на чувства других», и искал способы организации эмоционального резонанса на уроке литературы.
Ситуация с преподаванием литературы в наши дни складывается драматично. Сколь современно звучат его страстные суждения: «Делают ли сегодня школьные предметы — литература, музыка, рисование — выпускника массовой средней школы художественно образованным? Нет, так как общепринятые в школе методы обучения искусству неадекватны своему предмету и потому не могут закономерно приводить ни к творческому, ни к общеэстетическому развитию учащихся.
Предметы эстетического цикла в школе — Золушка, из которой пытаются сделать служанку, полезную для дома, а она сильна иными качествами — красотой, радостью, которую дарит людям, счастьем своего существования»! В 80-е годы Рид Федорович начал научную разработку дисциплины, призванной стать теорией эстетического воспитания, которую он назвал эстодидактикой.
Для студентов-филологов он всегда был подлинным наставником, внимательным, тактичным, бережным, заинтересованным в успехе. Искусством диалога во всех его проявлениях владел в совершенстве. Посвящая в профессию, он «ставил» будущему учителю не только разум и чувство, но и голос, жест, интонацию — все, что «работало» на эмоциональный резонанс. Сам он при кажущейся сдержанности поведения всегда был исключительно выразителен в слове, жесте, реакции. В ответ на красивое методическое решение студентки на практическом занятии Рид Федорович мог от полноты чувств воскликнуть: «Бодрова!
Дай я тебя расцелую!» Или: «Нинка! Ты молодец!» звучало как «Ты королева!» И это не было фамильярностью. Он и дочь свою называл Майкой.
Это была манера особого доверия и сопричастности. Мы мечтали попасть на педпрактику в группу Рида Федоровича, даже если в его школу надо было ехать через весь город. Помню, после практики мы подарили ему на Новый год грампластинку с классической музыкой, написав: «Любимому учителю от любящих учениц».
Резонансом на Брандесова и его методику стали любовь к нему студентов и уважение коллег, близких и далеких.
Он вышел на пенсию в 75, но не стал «отставным» методистом. Интересовался школой, новыми авторефератами по методике, писал отзывы. Это ему было «страшно интересно» .
Как и многие люди его поколения, Рид Федорович при жизни получил не все, что заслужил, чего был достоин. Доказывать свои права на ветеранские льготы и привилегии фронтовик не хотел и не считал нужным. Горько и досадно слышать от его родных, что с присущим ему юмором он иногда называл себя обыкновенным рядовым Шульцем.
Когда из жизни уходят столь дорогие люди, вспоминаются стихи В. А. Жуковского:
О милых спутниках, которые наш свет Своим сопутствием животворили, Не говори с тоской: «Их нет», Но с благодарностию: «Были».
Мы прощались с Ридом Федоровичем с чувством светлой печали и с благодарностью за то, что он есть в нашей жизни.
Статья Р. Ф. Брандесова «Эмоциональный резонанс и урок литературы» была опубликована в пятом номере журнала «Литература в школе» за 1975 год. Это была пора исключительного интереса методики к проблемам восприятия читателя-школьника, его эстетическим реакциям. А в наши дни, когда для оценки состояния отечественного литературного образования чаще напрашиваются формулы «ситуация выживания», «борьба за жизнь», о тех временах — при всей их проблемности — думаешь как о потерянном рае. Перечитывая заново статью, неспешно и основательно написанную, об эмоциональном резонансе, понимаешь, как он нужен на уроке сейчас!
Прав был Рид Федорович: «…Целенаправленная организация эмоционального резонанса открывает пути педагогического воздействия, при котором учащиеся не только обучаются литературе, но и воспитываются литературой». Сегодня обучение поглотило воспитание. Как, например, совместить воспитание и процесс подготовки к ЕГЭ по литературе?
Ученик редко прорывается к «живому знанию» — знанию личностно осмысленному, пережитому, чему сопутствует эмоциональный резонанс. Переживания выполняют функцию оценки личностных смыслов.
В статье Р. Ф. Брандесова видишь, как в ней «прорастают» будущие идеи диалога, гуманной педагогики «поддержки», сотворчества. Благодаря вниманию к сигналам эстетической информации обозначаются явления, родственные современному синергетическому подходу.