Дом в романе И. А. Гончарова «Обломов»
Теме Дома уделяется много внимания в произведениях русских писателей: А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя , в романе И. А. Гончарова » Обломов» и других. Благодаря наличию в произведении подробного описания жилища героев мы понимаем их характер. Как сказал Д. С. Мережковский в статье «Мелкие подробности быта»: «…Гончаров показывает нам не только влияние характера на среду, на все мелочи бытовой обстановки, но и обратно — влияние среды на характер».
Но Дом — это, конечно же, не только внешний облик здания и внутреннее убранство, но
Уже с первых страниц романа Гончарова читатель узнает, что на Гороховой улице в большом доме живет Илья Ильич Обломов. Эта улица была одной из главных в Петербурге, на ней жили представители высших слоев общества. Мы знакомимся с Обломовым с помощью описания мельчайших подробностей обстановки: по паутине, фестонами лепящейся около картин, по пыльным зеркалам, по пятнам на коврах, по полотенцу, забытому на диване, по не убранной от вчерашнего ужина тарелке на столе, с солонкой и обглоданной косточкой, по номеру прошлогодней газеты, по чернильнице, из которой,
Первая мысль, приходящая читателям на ум: автор хочет ввести нас в заблуждение, подчеркнув название улицы, доходный дом, где живет Обломов. Но это не так. Гончаров не ставит перед собой цели запутать читателей, а напротив, хочет показать, что герой все же мог быть иным, чем он является на первых страницах романа, что в нем есть задатки человека, способного проложить себе дорогу в жизни.
Поэтому живет Обломов не где-нибудь, а на Гороховой улице.
Одно помещение служит Обломову и спальней, и кабинетом, и приемной.
Все остальные комнаты для читателей и для героев заперты, мебель в них затянута парчой. Они просто не нужны нашему герою. В дом к нему часто приходят знакомые люди, являющиеся частью жилища.
Окружение Обломова — это его верный слуга Захар, еще одна неотделимая частичка Дома.
Но в мечтах Дом кажется Обломову совсем другим. Читая сон героя, мы узнаем о деревне Обломовке, где он провел свое детство. Этот «чудный край» — идеал Дома для Обломова.
Это место Гончаров изображает как маленькую модель мира: здесь природа гармонирует с жизнью людей, которые ничем не обездолены, это идиллическая картина существования человека в единстве с природой. Здесь царит атмосфера умиротворенности и спокойствия. Течение времени в этих местах циклично, оно измеряется сменой времен года, строго по месяцам, благодаря праздникам и явлениям природы.
Создается впечатление, что время неизменно. Смерть в Обломовке — событие редкое, вселяющее в души людей ужас. Деревня изолирована от окружающего мира, а обитатели этих мест даже и не стремятся покинуть родные края.
Единственной границей с внешним пространством является овраг, а связь осуществляется с помощью дороги. Такой Дом Обломов видит во сне, он близок сердцу героя.
В конце романа Обломов обретает Дом, который становится для него идеальным, олицетворяет пример идиллического существования. Он находится в Петербурге, на Выборгской стороне. Об этом Доме мы узнаем из четвертой части романа. Глава, повествующая о нем, располагается симметрично относительно главы об Обломовке, у эпизодов сходная композиция. Гончаров делает это не случайно.
Он сам дает нам все основания для сравнения этих глав. Хотя два разных места очень похожи, описываются одинаковыми словами, они существенно различаются. В итоге идеал Обломов находит на Выборгской стороне, там же его настигает смерть. А Обломовка — это потерянный рай, который привиделся герою во сне.
В отличие от нее Выборгская сторона не изолирована от остального мира, несмотря на то, что расположена она на окраине Петербурга. Дворник на Выборгской стороне символизирует отъединенность этого места, а лай собак, возвещающий о приезде гостей, означает вторжение извне.
Дом на окраине Петербурга — это Дом Агафьи Матвеевны Пшеницыной, непревзойденной хозяйки. Она всячески заботилась об Обломове и искренне любила его. В деревне родителей маленький Илюша также был окружен лаской и вниманием.
То есть в конце произведения герой приходит к тому, с чего начиналась его жизнь. Поэтому Дом для Обломова — это, прежде всего, то место, которое наполнено любовью и нежностью, лаской и добротой, заботой и теплотой, родственностью и семейственностью; которое порождает в душе порывы к мечтательности, поэзии, утонченности. Любовь в романе Гончарова — любовь, преображающая не только того, на кого она направлена, но прежде всего того, от кого исходит.
Справедливо отметил критик Ю. Лощиц в статье «Женские образы в романе «Обломов»»: «Любовь Агафьи Матвеевны, почти безмолвная, неловкая, не умеющая выразиться в красивых, нежных словах и впечатляющих жестах, любовь, как-то вечно присыпанная сдобной мукой, но когда надо, то и жертвенная, целиком устремленная на свой объект, а не на саму себя, — эта любовь незаметно преображает простую, заурядную женщину, становится содержанием всей ее жизни».
Нельзя в контексте данной темы не сказать об Андрее Штольце. Это человек, для которого не существует слова «Дом» в полном его значении. Мы знаем, что «он беспрестанно в движении: понадобится обществу послать в Бельгию или Англию агента — посылают его; нужно написать какой-нибудь проект или приспособить новую идею к делу — выбирают его. Между тем он ездит и в свет и читает: когда успевает — бог весть». Штольц — полный антипод Обломова, изъездивший пол-Европы, человек со связями и деловой опытностью.
Он жил в Париже, в Верхлево, на Женевском озере.
Дом этот герой все же обретает, когда женится на Ольге: они селятся в Крыму, в скромном домике, убранство которого «носило печать мысли и личного вкуса хозяев», что немаловажно. Мебель в Доме Ольги и Андрея не была удобной, но было там множество статуй, гравюр, пожелтевших от времени книг, что говорит о высокой культуре и образованности хозяев.
Для всех героев романа И. А. Гончарова «Обломов» понятие Дома различно, каждый понимает его по-своему. Для слуги Захара Дом там, где барин, где его все устраивает. Для Ольги Ильинской Дом — это мирная жизнь в деревне.
Агафья Матвеевна в это понятие вкладывает семейную жизнь, наполненную любовью и хлопотами по хозяйству. Андрей Штольц, как мне кажется, все-таки не находит настоящего Дома, а в Крыму обретает пристанище. Для Ильи Ильича Обломова жизнью в Доме были те семь лет, которые он провел на Выборгской стороне, благодаря заботам Агафьи Матвеевны. Но, увы, и она не смогла совершить чуда: «Как зорко ни сторожило каждое мгновенье его жизни любящее око жены, но вечный покой, вечная тишина и ленивое переползание изо дня в день тихо остановило машину жизни…» А вечный покой жизни неизбежно ведет к вечному покою смерти.
Но последние годы Обломов все-таки провел, «торжествуя внутренно», что «ушел от суеты и треволнений»; он сумел убедить себя в том, что «жизнь его не только сложилась, но и создана, даже предназначена была так просто, немудренно, чтоб выразить возможность идеально покойной стороны человеческого бытия».
Множество домов, мест описано в произведении. Но не каждый из них — тот самый Дом с большой буквы! Основные события романа происходят в Петербурге: на Гороховой улице, одной из центральных в городе, выходящей к Дворцовой площади и Адмиралтейству; на тихой улочке Выборгской стороны.
Детство Обломова прошло в Обломовке, которая как бы объединяла две соседние деревни, принадлежавшие семье Обломовых, — Сосновку и Вавиловку. Верстах в пяти лежало Верхлево, управляющим которого был отец Андрея Штольца. Эти деревни находились недалеко от Волги: обломовские мужики возили хлеб на волжскую пристань, однако уездный город, неведомо какой, был не ближе тридцати верст, а губернский — не ближе восьмидесяти, и можно только предполагать, что это Симбирск. Обломов учился в Москве около пяти лет, примерно до двадцатилетнего возраста, в каком-то учебном заведении — то ли в гимназии, то ли в училище.
Описание Обломовки изобилует многими подробностями быта, в то время как жизнь в Москве не показана вообще. Да и столичный город Петербург не изображен детально, только квартира на Гороховой улице и дом на Выборгской стороне представлены обстоятельно. Но и это «убежище» Обломова, по его мнению, тоже «яма», к которой он прирос «больным местом», не то, что родная, блаженная Обломовка.