Читаем на каникулах
Готовь сани летом, телегу зимой, а список для чтения на следующий год — весной. Так гласит народная методическая мудрость. Весна в разгаре.
Самое время обсудить проблему каникулярного чтения подростков. И не только подростков, но и их наставников.
А проблем здесь немало. Как видно из материалов номера, даже простой список летнего чтения уже становится предметом дискуссии. Что в него включать?
Как его подавать и оформлять? Вменять ли в обязанность читать по этому списку или предлагать его просто для ознакомления? И вообще, стоит
А уж если список дали, как проверить прочитанное? На все эти вопросы учителями-словесниками даются разные ответы. Часть из них собрана в этом номере.
Лично я списки даю, причем избыточно длинные . Мои ученики обычно в шутку обещают мне «список за лето прочесть», имея в виду перечень, а не сами книги… Книги, впрочем, тоже читают. Не все и не все, но список помогает им хотя бы ориентироваться в книжном пространстве. Благодаря ему ученики знают, что еще должны прочесть .
Для меня так и не решенной проблемой, связанной со списками, остается такая:
Ведь если я поманю в «Войну и мир» первым чтением, то потом нужно как минимум месяц или два, чтобы ученики Роман дочитали… Патовая ситуация, однако думать над ней надо. Может быть, хотя бы небольшие программные произведения по максимуму выводить из летних списков, хранить до времени в тайне, делать сюрпризом?
Не знаю.
Ловлю себя на том, что уже вступаю в дискуссию с авторами номера — а вы еще не познакомились с их позициями. Поэтому поспешу пригласить вас к чтению номера. Надеюсь, что и вас он тоже позовет к диалогу.
Еще два слова тем, кто ищет, что же такого почитать в эти летние каникулы. Рекомендую обратить внимание на специальную вкладку в центре номера: она называется «Три книги на лето». Считайте эти книги нашим добавлением к спискам для чтения.