«Елка у Свентицких»

Лара намеревается бесповоротно определить свою судьбу, разрешив целый узел проблем, связанных с ее глубинной зависимостью от Комаровского, долгом брата Родиона и неопределенностью отношений с Пашей Антиповым. Она приходит к Паше в комнату с намерением как можно скорее обвенчаться. По ее просьбе Антипов ставит на подоконник свечу. От язычка ее огня на обледеневшем стекле окна постепенно протаял черный глазок.

Юрий Живаго, спешащий в это время на елку к Свентицким, проезжая с Тоней на извозчичьих санках по Камергерскому, заметил на одном

из окон этот кружок, напоминающий осознанный, направленный вовне взгляд. На ум главному герою пришли первые строчки его первого стихотворения: «Свеча горела на столе. Свеча горела…».

Под названием «Зимняя ночь» оно вошло в книгу его стихов. Этому моменту романа невозможно дать однозначную трактовку, поскольку он глубоко символичен. Данный эпизод является одним из смысловых центров произведения, связующий воедино не только прозаическую и стихотворную часть романа, но и ряд аспектов его проблематики. Свет свечи связывает Юру с Тоней и Лару с Пашей в поворотный момент их судьбы. Зарождаются две новые семьи,

и лучик света показывает, что связь эта не случайна.

Лучик словно высвечивает общую для этих пар жизненную нить. Пересечение судеб Юрия и Лары связано с первым приходом к нему вдохновения. С этого момента Лара станет для Живаго его Музой, а с этой свечи начнется путь Живаго как поэта.

Возможно и еще одно толкование, требующее привлечение материала романа, в том числе и стихотворения «Зимняя ночь». Сквозь протаявший глазок огонь свечи проникал на улицу «почти с сознательностью взгляда, точно пламя подсматривало за едущими и кого-то поджидало». С этим образам связано размышление Юрия Живаго о том, что сознание человека — это «свет, бьющий наружу, сознание освещает перед нами дорогу, чтобы не споткнуться» . В этом случае Дом можно понимать в творчестве Пастернака как образ, символизирующий место человека в этом бытии. Дом — это обжитое человеком внутреннее пространство мира, окруженное ночным хаосом непопулярного и непросветленного сознанием мрака.

Снаружи — мрак, безумие уничтоженья, небытия ; внутри — теплится свечка жизни человека , и свет ее бьет наружу, хоть немного рассеивая мрак, освещая и освящая его. Отметим, что взгляд, направленный вовне — это еще и взгляд поэта — Живаго-Пастернака. Недаром «глаз он знал с доскональностью будущего окулиста».

Истинное призвание и высший смысл миссии поэта на земле — видеть то, что скрыто от других, замечать всю безумную прелесть этого мира и через слово доносить ее до других, разрывая покровы тьмы.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: «Елка у Свентицких»