«Будденброки», художественный анализ романа Томаса Манна

Роман «Будденброки» был начат Томасом Манном в октябре 1896 года. Первоначально писатель планировал отразить в нем историю своей семьи , но со временем биографическое повествование переросло в художественное и распространилось на четыре поколения людей, связанных одной общей семейной историей. 18 июля 1900 года роман был закончен, в 1901-м — издан, в 1929 году — удостоен Нобелевской премии по литературе.

В «Будденброках» тесно переплетены черты реалистического, исторического, психологического и семейного романа. Центральная идея

произведения — разрушение старых буржуазных порядков — раскрывается на примере вырождения классической купеческой семьи, проживающей в немецком торговом городе Любеке. Время действия романа охватывает период с осени 1835 года по конец 70-х годов XIX века .

Открывается произведение сценой новоселья по случая приобретения Будденброками просторного старинного дома, некогда принадлежавшего разорившемуся семейству Ратенкампа, заканчивается — продажей не только «родового гнезда» на Менгштрассе, но и особняка, выстроенного последним главой фирмы «Иоганн Будденброк» — Томасом. За сорок лет жизни процветающее

и пользующееся уважением Любека семейство вначале внешне разрастается , а потом постепенно сходит на «нет», вырождаясь как психологически, так и физически.

Цементирующая основа семьи Будденброков — преданность торговому делу нарушается каждый раз, когда в нее привносится чувственное начало или новая кровь . Торговые, рациональные натуры не выдерживают ни взаимодействия, ни смешения с духовными и чувственными, далеко отстоящими от деловых принципов отношения к жизни. Это становится понятно на примере третьего поколения семьи Будденброков, каждый представитель которого становится тупиковой ветвью как для сохранения семейного имени, так и дела.

Старшая дочь Иоганна Будденброка — Антония — романтически настроенная девушка, читающая в юности Гофмана и мечтающая о большой любви, выходит замуж по расчету, причем не своему, а отцовскому. Расчет оказывается неверным. Хваткий Грюнлих оказывается обычным проходимцем. Брак Антонии распадается.

Второе замужество героини, вставшей на добропорядочный, деловой путь жизни, также завершается неудачей, поскольку она связывает свою жизнь с человеком, лишенным предпринимательского потенциала. Смириться с веселым баварцем, господином Пермандером Антонии мешает и смерть новорожденной дочери, явившийся «первым звоночком» вырождения семейства Будденброков.

Томас Будденброк — продолжатель семейного дела, возглавивший фирму «Иоганн Будденброк» после смерти отца, только на первый взгляд кажется стабильным воплощением торгового духа. К концу жизни герой понимает, что все это время он, повинуясь родовой традиции, только играл в делового человека, но не был им. Сын Томаса, рожденный любительницей музыки, Гердой Арнольдсен оказывается далек не только от торгового дела, но и грубого, реального мира.

Неприспособленность мальчика к окружающему его обществу была видна с самого детства: маленький Ганно много болел, рос очень впечатлительным ребенком и интересовался исключительно музыкой. Его смерть от тифа в рамках темы семейного вырождения выглядит совершенно естественной и предсказуемой.

Христиан Будденброк, с юных лет склонный к позерству, внутреннему самокопанию и нахождению у себя несуществующих болезней, остается таким же и в зрелом возрасте. Он не способен ни быть компаньоном крупной торговой фирмы, ни работать в качестве наемного сотрудника. Все, что интересует Христиана, — это развлечения, женщины и он сам. Герой понимает, что он не соответствует деловому духу семьи, но просит своих близких быть снисходительными, тщетно взывая к их чувству христианского человеколюбия: Томас принимает брата таким, как он есть, не раньше, чем признает свою собственную слабость.

Для Христиана он является сдерживающим фактором: как только Томас умирает, младший Будденброк тут же женится на куртизанке, уносит из семьи часть наследственного капитала и оказывается помещенным в сумасшедший дом своей не в меру предприимчивой женой.

Клара Будденброк с рождения представляет собой замкнутый, религиозный, строгий тип характера. Выйдя замуж за священника, она не оставляет после себя потомства, и умирает от туберкулеза мозга.

К моменту окончания романа в живых остаются только женские представители семьи Будденброк, не являющиеся прямыми продолжателями семейного дела и носящие другие фамилии: Перманедер , Вейншенк , старая дева Клотильда, незаконнорожденная дочь Христиана — Гизела, о которой в произведении упоминается мельком и сам факт ее биологического отношения к Будденброкам ставится под сомнение. Единственный наследник семьи — Ганно Будденброк покоится на кладбище. Семейная фирма — ликвидирована.

Дом — продан.

Художественной особенностью романа является чередование подробных описаний событий с «ускоренной перемоткой» истории, представляющей важность только в своем номинативном значении. Исторические приметы времени выражены в романе застольными разговорами о наполеоновском вторжении в Германию, социальными настроениями 40-х годов, превратившимися в в 1848 году в республиканские беспорядки, торговым расцветом Любека, пришедшимся на капиталистическое развитие страны в 60-70-х годах XIX века. Психологизм романа проявляется в диалогах, описаниях внутренних переживаний, наиболее трагических или прекрасных моментов из жизни героев.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: «Будденброки», художественный анализ романа Томаса Манна