Аромат солнца в искусстве символизма

Урок начинается со своеобразного «погружения» — чтения стихотворения К. Бальмонта.

Запах солнца? Что за вздор! Нет, не вздор.

В солнце звуки и мечты, Ароматы и цветы, Все слились в единый хор, Все сплелись в один узор.

— Так утверждает один из поэтов Серебряного века. А вы соглашаетесь или оспариваете мысль о том, что солнце обладает ароматом?

Солнце пахнет травами, Свежими купавами, Пробужденною весной И смолистою сосной,

Нежно-светлоткаными Ландышами пьяными, Что победно расцвели В остром запахе земли.

— Как

вы считаете, какая школа поэтов Серебряного века проявляет значительный интерес к образу солнца?

— В каких видах искусства заявили о себе символисты?

Таким образом вы открыли тему урока «Аромат солнца в искусстве символизма». Для исследования вам будут предложены два творца — поэт и живописец. Кто они, вам предлагается определить по высказываниям других людей.

1. «Если сравнивать с птицами, то это великолепный шантэклер, приветствующий день, свет, жизнь», — сказал о нем Б. Зайцев.

2. А сам он определил свою миссию так: «Я в этот мир пришел, чтобы видеть солнце».

3. М. Горький же восторгался:

«…Дьявольски интересен и талантлив».

4. Один из сборников его так и называется «Будем как солнце».

И эпиграф нашего урока — это цитата «поэта с утренней душой», как сказал о Бальмонте другой поэт — Александр Блок:

Люди Солнце разлюбили, Надо к Солнцу их вернуть.

Союзником Бальмонта на нашем уроке будет тот, кого Ромен Роллан назвал «Колумбом душевного покоя».

Оценка же Максима Горького была проста и лаконична: «Мне… нравится тем, что он меня заставляет задумываться как литератора!»

Но были критики, считавшие художественное творчество его «работой умалишенного».

И, наконец, он так же, как и Бальмонт, духовные поиски осуществлял через символ.

Таким образом, предмет исследования обозначен: это картины М. Чюрлениса и К. Бальмонта. Идея сформулирована в вопросе: «Почему в своем духовном поиске художники обратились к образу солнца?»

— А разве в искусстве XIX века поэты, художники, композиторы не обращались к этому образу?

— Как же изменился мотив солнца в искусстве символистов?

«Вся поэтика модернизма оказывается рассчитана на активное соучастие читателя, — пишет В. Гаспаров в статье «Поэтика Серебряного века». — Спрашивается, как же должен подходить к таким текстам современный читатель? Как можно проще» На уроке мы воспользуемся советом Гаспарова и «прочитаем» картины М. Чюрлениса «Соната Солнца», представляющие цикл, состоящий из четырех частей: Анданте, Аллегро, Скерцо, Финал.

М. Чюрленис — литовский художник и композитор, который за свою недолгую жизнь написал около 300 картин, многие из которых объединены в циклы: «Знаки зодиака», «Соната моря», «Соната солнца» и другие. Он является основоположником музыкальной живописи, разработав целую науку музыки цвета. Его цикл «Соната Солнца» — результат увлечения художника астрономией:

Анданте — из хаоса появляются солнце, планеты;

Аллегро — рождение Земли;

Скерцо — пышно расцветает жизнь: необыкновенной красоты цветы, деревья, подвесные мосты;

Финал — угасание жизни. Звучит суровое предупреждение человеку: нельзя разрушать гармонию, вечная красота в созидании, а не в разрушении.

После этого ученики работают в группах, пытаясь ответить на главный вопрос урока: «Почему в своем духовном поиске символисты обращаются к Солнцу?»

Класс разделен на четыре группы. Каждой группе предложен свой материал для исследования.

1-я группа

М. Чюрленис. «Соната Солнца. Анданте» К. Бальмонт. «Сонеты Солнца»

2-я группа

М. Чюрленис. «Соната Солнца. Аллегро» К. Бальмонт. «Гимн Солнцу». Гл. 1.

3-я группа

М. Чюрленис. «Солната Солнца. Скерцо» К. Бальмонт. «Гимн Солнцу». Гл. 3.

4-я группа

М. Чюрленис. «Соната Солнца. Финал» К. Бальмонт. «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце»

Учащиеся работают по следующему алгоритму:

— Что объединяет эти произведения?

— Какова роль символа в каждом из них?

— Приведите примеры яркой образности в произведениях.

— Какую формулу жизни отстаивают К. Бальмонт и М. Чюрленис?

Творческие отчеты учащихся

1-я группа

— Произведения объединены строгостью формы ; оба — четырехчастные.

— Музыкальность .

— Символ Солнца — символ рождения новой жизни.

— Утверждается формула жизни: жизнь = творчество + красота .

2-я группа

— Один символ — Солнце как путеводная звезда, как светлое в жизни, как гармония в мире.

— Наполнено жизненной энергией .

— Созидательный пафос .

3-я группа

— Повышенная эмоциональность.

— Темы красоты.

— Идея: красота обладает спасительной силой. Неслучайно эпиграфом к стихотворению стали слова Ф. М. Достоевского «Красотою мир спасется!»

— Солнце — символ источника красоты, первооснова жизни.

4-я группа

— Авторская позиция выражена предельно ясно: звучит суровое предупреждение людям беречь красоту, жизнь, солнце.

— Наполнены произведения торжественной патетикой: в стихотворении через анафору, многократное использование «я» — одиннадцать раз; рефрена «Я буду петь», а в картине автор обращается к символам «колокол», «паутина». Тем самым можно утверждать, что обоих авторов объединяет отторжение «футлярной», бессолнечной жизни.

Отчеты групп обсуждаются. В результате совместными усилиями создается следующая схема.

Аромат солнца в искусстве символизма

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Аромат солнца в искусстве символизма