Статья «Игра на уроках музыки в школе — одна из форма творческого самовыражения ребенка «
Статью написала:
Лукашенкова Елена Викторовна
Учитель музыки
Первой квалификационной категории
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №11 им. А. А. Абрамова
Новоургальского городского поселения
Верхнебуреинского района Хабаровского края
Электронный адрес:Evtuhina 3@ Rambler. Ru
Материал предназначен для учителей музыки в школе и музыкальных руководителей ДОУ.
Если вы не видите немедленного результата-
Хорошего или плохого,- будьте терпеливы
И
Дипак Чопра
Игра на уроках музыки в школе — одна из форма
Творческого самовыражения ребенка
Детство-это особый мир, который сохраняется в душе человека на всю жизнь, если в нем царят счастье и радость быть самим собой. Мир фантазии, выдумки у детей связан с игрой. Во все исторические времена Дети разных народов играли и играют подражая взрослым, реализуя свои желания и творческие потребности.
Игра, по утверждению психолога Г. С. Тарасова, — это эмоциональная непосредственность мотивов, устремленность к цели, оценка результатов деятельности, усвоение нового. В ней зарождается личность
Это подтверждает Д. Б. Эльконин: «…игра влияет на формирование всех основных процессов, от самых элементарных до самых сложных».
На начальной ступени обучения в школе учитель должен обеспечить развитие познавательной мотивации, сформировать готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, сделать привлекательным процесс обучения музыки, как ведущего фактора успешности образовательного процесса. Поэтому необходимо активно использовать в практике ведущих принципов художественной педагогики и современных педагогических технологий: ИКТ, игровые технологии, развивающие интегрированные технологии, театральные технологии и. т. д, которые помогут осуществить личностное развитие ребенка, выражающееся в реализации способность творческого освоения мира, становления ценностных ориентаций и эстетической восприимчивости.
Игра — вид деятельности в условных ситуациях, направленный на воссоздание и усвоение социального опыта. Детская игра — вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними, направленный на ориентировку и понимание предметной и социальной действительности, одно из средств физического, умственного и нравственного воспитания детей.
Игра на уроке музыки носит развивающий характер и ориентирована на овладение двигательными и интеллектуальными умениями, сенсорными способностями, развитие навыков сотрудничества, эффективного взаимодействия на основе познавательных интересов.
Воздействие игры можно рассматривать в трех аспектах.
Первый аспект — физиологический, связанный с исследованиями В. М. Бехтерева, И. М. Догеля, И. М. Сеченова, которые выявили положительное влияние музыки на различные системы человека. Взаимосвязь музыки и ритмических движений повышает общий жизненный тонус, регулирует деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной, опорно-двигательной системы, формирует произвольность психических функций.
Второй аспект — психологический. Музыка воздействует на эмоционально — личностную сферу ребенка, выполняет коррекцию познавательных, психических, коммуникативных нарушений.
Третий аспект — педагогический. Посредством музыки воспитывается у ребенка способность эстетически воспринимать действительность и приобретать социальный опыт для творческой, созидательной деятельности.
В музыкальной игре детям легче освоить средства музыкальной выразительности, характер музыки и речи — ритм, динамику, высоту. Музыка помогает устанавливать контакт между детьми и взрослыми, между сверстниками при проведении игры. Создавая предпосылки для дальнейших педагогических воздействий, музыка направляет слуховое внимание детей на выполнение условий и правил игры. Желание, порывы, чувство радости, оживление, приподнятое настроение активизируют ребенка в игре, способствует созданию особой атмосферы, которая поможет избежать непонимания и даже неодобрения,
— не заглушит в ребенке естественного желания задавать вопросы,
— радости творческого воображения
— понимания и терпения к мнению других
— открыто выражать свои чувства
— не боятся проявлять собственную индивидуальность, не стремится «быть как все»
— оценить в себе творческую личность, содействовать глубокому самопознанию.
Цель и задачи музыкальной игры
Музыка вызывает эмоциональный и двигательный отклик, игра помогает ребенку внимательно и сознательно слушать музыку. В игре обучающийся выполняет различные задания связанные с процессом узнавания и различения характера музыки, отдельных выразительных средств, активизирует чувства, воображение, мышление.
В соответствии с этим музыкальные игры имеют следующие задачи:
Коррекционные:
Развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия, мимической мускулатуры, дыхательной системы, артикуляционного аппарата, свойства голоса , координация движений.
Формирование выразительных средств: интонации, мимики, жестов, движения.
Оздоровительные:
Развитие моторики: общей, мелкой, артикуляционной;
Развитие «мышечного чуавства» ;
Развитие быстроты двигательной реакции.
Образовательные:
Обучение речевым, певческим навыкам;
Способствуют развитию музыкальных, творческих, коммуникативных способностей;
Формирование умственных умений и действий.
Воспитательные:
Способствуют воспитанию общей музыкальной, речевой культуры;
Эстетическому восприятию окружающего мира;
Развитие эмоциональной сферы.
Развивающие:
Познавательную активность;
Устойчивый интерес
Саморегуляцию и контроль
Внимание, память, мышление;
Педагогическая направленность музыкальных игр
Этапы развития музыкальной игры привели к поиску классификации игр. Н. А. Метлов с воспитательной точки зрения выделил игры с пением, что развивает слух, голос, умение правильно передавать мелодию. Он предложил игры-сказки, которые активно используют муз. руководители в детском саду и школе.
Н. А. Ветлугина научными исследованиями в области развития музыкально-сенсорных способностей показала первостепенную роль музыкально-дидактических игр, как основы чувственного восприятия музыки. Дальнейшую разработку этой группы игр продолжили А. Н. Зимина, Э. П. Костина.
Е. Раевская, С. Руднева, Г. Соболева, З. Ушакова изменили представление об игре, их методические разработки были направлены на всестороннее развитие музыкальности детей, а именно: развитие эмоциональности, чувства ритма, ощущение музыкальной формы, восприятия, воображения.
Е. Д. Макшанцева предложила новую форму-игры-забавы.
Л. Н. Комиссарова разработала систему применения наглядных средств при организации и проведении дидактических игр, значение вокальных игр при работе над чистотой интонации с элементами дидактичности показала А. Д. Войнович.
Игры-драматизации, театрализованные игры, народные игры, деловые игры — должны активно использоваться не только в дошкольных учреждениях, но и в общеобразовательной школе: на уроках музыки, внеурочной деятельности, в коррекционной работе с детьми.
Музыкальная игра дарит детям радость творческого перевоплощения и самовыражения через разнообразные практические действия.
Приносит детям радость и удовольствие от музыкальных переживаний — задача не менее важная и благородная для педагога, чем обучить их каким-либо конкретным музыкальным знаниям и навыкам.
Игра на уроке музыки превращается из внешней формы развлекательного характера в форму, обеспечивающую творческое самовыражение ребенка.
Максимилиан Волошин:
«Искусство драгоценно лишь постольку, поскольку оно игра. Художники и музыканты ведь это только дети, которые не разучились играть. Гении — это те, которые не сумели вырасти».