«Тонкий скептицизм» чеховской прозы

«Чехов овладел своим представлением жизни» и освещает ее с «высшей точки зрения», — написал М. Горький в 1900 году в статье по поводу рассказа Чехова «В овраге». А в воспоминаниях о нем писатель тонко подмечает черты поэтики зрелого Чехова: «Это часто бывало у него: говорит так тепло, серьезно, искренно и вдруг усмехнется над собой и над речью своей. И в этой мягкой, грустной усмешке чувствовался тонкий скептицизм человека, знающего цену слов, цену мечтаний».

З Адача уроков в 10-м классе — помочь школьникам увидеть этот

«тонкий скептицизм» в очень разных произведениях; определить, чем отличаются эти произведения от других.

Повесть «Скучная история» написана в период духовного кризиса писателя. В критике не было однозначной оценки повести, так как она противоречива, в ней нет готовых ответов. Сам Чехов писал А. Плещееву: «Ничего подобного отродясь я не писал, мотивы совершенно у меня новые, и я боюсь, как бы не подкузьмила меня моя неопытность.

Вернее, боюсь написать глупость» . Ему же в письме от 30 сентября: «Мой герой — и это одна из его главных черт — слишком беспечно относится к внутренней жизни окружающих и

в то время, когда около него плачут, ошибаются, лгут, он преспокойно трактует о театре, литературе».

Критика встретила повесть по-разному, но все отмечали ее необычность: «…у Вас еще не было ничего столь сильного и глубокого, как эта вещь…» . «Некоторые говорят даже, что это лучше всего Вами до сих пор написанного. Другие, что повесть оставила глубокое впечатление; третьи, что это совсем ново, и, наконец, что это выдающаяся вещь в «Северном вестнике» за весь год» .

Перед уроком возможно Опережающее домашнее задание, включающее подготовку небольших сообщений.

1. Расскажите о духовном кризисе писателя.

2. Прокомментируйте письма А. Н. Плещеева и А. П. Чехова. О каких особенностях повести они говорят?

3. Найдите возможные прототипы героев повести.

Вопросы для обсуждения на уроке

1. В чем своеобразие этой повести? Почему она вызвала такие отклики? Каковы особенности ее формы и композиции?

2. От чьего лица ведется повествование?

3. Зачем автор использует повествование от первого лица?

4. В каких двух временных планах ведется повествование? Как показано прошлое и настоящее?

5. Почему в повести так много философии? Зачем вводятся размышления о литературе, театре?

6. Почему профессор переоценивает свою жизнь, «просматривает» ее заново?

7. Как получилось, что прожитая жизнь вызывает у него чувство отчаяния?

8. Почему он так резок в оценке себя и окружающих? Найдите эти оценки и прокомментируйте их.

9. Что заставляет его видеть все в черном цвете?

В результате обсуждения текста школьники могут составить схему отношений героя с людьми и с предметами. Смотря на мир, герой испытывает различные ощущения, большей частью болезненные:

— жена ,

— дочь, сын ,

— университетские ворота ,

— дворник ,

— сад ,

— швейцар Николай ,

— прозектор Петр Игнатьевич ,

— лекции ,

— товарищ,

— студент, не сдавший экзамен ,

— молодой доктор, пришедший за темой для диссертации ,

— Катя ,

— Гнеккер, жених дочери .

Итоговые вопросы

— Как раскрывается герой во взаимоотношениях с другими лицами?

— Когда, с кем он испытывает положительные эмоции?

— Как профессор реагирует на просьбы вообще и особенно близких людей?

— Катя ищет у него помощи, совета, как у старшего, учителя молодежи. Как он отвечает ей?

Выводы. В финале повести есть такие слова: «Я хочу, чтобы наши жены, Дети, друзья, ученики любили в нас не имя, не фирму и не ярлык, а обыкновенных людей». Но герой не сумел так прожить, чтобы около него было тепло близким людям.

И поэтому так печален итог: «Каждое чувство и каждая мысль живут во мне особняком, и во всех моих суждениях о науке, театре, литературе, учениках и во всех картинках, которые рисует мое воображение, даже самый искушенный аналитик не найдет того, что называется общей идеей или богом живого человека… Я побежден».

Повесть «Черный монах» с элементами фантастики и мистики — одно из самых загадочных произведений писателя. Л. Н. Толстой, прочитав, воскликнул: «Это прелесть! Ах, какая прелесть!»

Сам же автор, отвечая на упреки в том, что он сам, наверное, болен, раз пишет такие произведения, говорил в письме к Суворину от 25 января 1894 года: «…Если автор изображает психически больного, то это не значит, что он сам болен. «Черного монаха» я писал без всяких унылых мыслей, по холодном размышлении. Просто пришла охота изобразить манию величия. Монах же, несущийся через поле, приснился мне».

В эти годы Чехов создает своеобразных героев, сложных, неоднозначных.

Вопросы для обсуждения

1. Кто такой Коврин? Магистр философии, которому является Черный монах? Сумасшедший?

Или гений, способный общаться с другим миром?

2. Почему мы долго не можем понять, кто же он?

3. Какую роль играет природа для понимания авторского отношения к героям? Найдите описания природы и прокомментируйте их.

4. Сравните два мира: мир Песоцких и мир Коврина. Как вы к ним относитесь?

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: «Тонкий скептицизм» чеховской прозы