Сочинение на тему: Духовные ценности человека в поэзии Лины Костенко
Мы живем в сложный и бушующий период истории нашего государства. В конце концов, многострадальная Украина обрела независимость. На смену классовым идеалам с их вечной враждой между разными слоями общества должны прийти общечеловеческие ценности, идеалы добра и справедливости. Эти идеалы должна нести настоящая поэзия.
Общечеловеческие ценности всегда отстаивала в своих стихах Лина Костенко. Главную особенность творчества поэтессы можно определить, воспользовавшись ее словами из стихотворения «Готические пихты» из сборника «Над
Лина Костенко остро стремится к гармонии — в мире, в социальной среде, в человеческих взаимоотношениях — и так же остро ощущает и диссонансы. К диссонансам жизни поэтесса очень чувствительна. Весьма зоркий у нее взгляд, весьма трезвое сознание, чтобы видеть только гармонию в жизни человечества. Она воспринимает нелады в человеческой жизни болезненно, и обойти, изобразить, что не замечает их, никак не может.
Так как это значит сфальшивить, предать себя и свое слово, ведь…поэт естественный, как природа. От фальши у него слово заболеет.
Кто покупал себе Судьбу за деньги, А кто — и за миллионы». Внимание лирической героини привлекла непривычная судьба: «Поэзия — родная сестра моя. Правда человеческая — наша мать». Лина Костенко не искала другой судьбы, ответив тем, кто критиковал ее поэзию:
«Я выбрала судьбу себе сама. И что со мной не произойдет — у меня никаких претензий нет к Судьбе — моей избраннице».
Не жалеет поэтесса себя, не жалеет и читателя. В творчестве Лины Костенко есть тема верности себе. Верность себе — это и верность своим убеждением, и верность своим друзьям и любимым, и верность отчизне.
Все эти понятия стоят в одном ряду. И недаром в романе «Маруся Чурай» тема измены — главная тема произведения, которая одновременно возникает в личностном и в общественном планах. Предать свою землю, своих соотечественников и предать человека — одинаково тяжелое моральное преступление. И корень у них тотже самый: «Что же это выходит? Предать в жизни государство — преступление, а человека — можно?!».
Тему верности себе поэтесса развивает во многих произведениях. Здесь и стихотворение «Ищите цензора в себе», и небольшая поэма «Цыганская муза» — о поэтессе, которая нашла в себе силы осуществить свое призвание. Найти свое «я», на пути к этому преодолеть все препятствия и трудности, утвердиться в жизни как сильная личность и ощутить себя человеком, достойным этого звания, — вот ведущая идея многих произведений Лины Костенко.
Следует вспомнить еще и такие произведения поэтессы, как «Древлянский триптих» и «Князь Василько» из цикла «Иксы истории», где автор рассказывает о трагических последствиях человеческой жестокости.
Речь в них идет о временах исторических, но каждый из нас, читая их, мысленно обращается к социальным и моральным проблемам современной жизни. Лина Костенко как поэт, как художник не приемлет позицию равнодушия к злу и неправде, с которыми человеку приходится сталкиваться в повседневной жизни. «Жизнь идет и все без корректур», — говорит поэтесса. То, что человек сделал, исправить очень тяжело, а иногда невозможно.
Главный образ этой поэмы — время. Оно летит, не сдерживая галопа, оно единственное, кто не утомляется, время вечное. Мы живые, нам необходимо спешить, чтобы окончательно не навредить планете.
Главной художественной особенностью поэмы «Жизнь идет и все без корректур» являются непривычно короткие, внезапные, будто стреляющие сравнения . Главный содержательный акцент приходится на эти сравнения. Благодаря им строки приобретают афористичности. Жизнь быстротечна, но человеческие ценности остаются: «Любите зверя и травинку, И солнце завтрашнего дня, Вечерний в пепле уголек, Благородную иноходь коня».
Поэтесса мастерски объединяет вечные символы и проявления современной цивилизации, которая не должна отбрасывать человечность, духовность. Поэзия Лины Костенко помогает человеку найти себя в сложном настоящем, выполнить свое назначение, в любых ситуациях не терять собственного достоинства.
Лина Костенко «Жизнь идет и все без корректур»
Жизнь идет и все без корректур. И время летит, не снижая галопа. Давно нет маркизы Помпадур, И мы живем уже после потопа.
Не знаю я, что будет после нас, В какое природа оденется одеяние. Единственный, кто не утомляется,- время. А мы живые, нам необходимо спешить.
Сделать что-то, оставить после себя, а мы, ничего, Пройдем, как тени, чтобы только неба глаза голубые Эту землю всегда видели в цветении. Чтобы эти леса не вымерли, как тур, чтобы эти слова не вычерпали как руды. Жизнь идет и все без корректур, и как напишешь, так уже и будет Но не бойся слабой строки. Прозрений не бойся, так как они как лекарство. Не бойся правды, хотя она горькая, не бойся печалей, хотя они как реки.
Человеку бойся душу обмануть, так как в этом ошибешься — это уже навеки.