Центральный персонаж древнеиндийской эпопеи «Рамаяна»
У царя Дашаратхи долгое время не было наследника; после многих жертвоприношений супруги царя — Кауша-лья, Кайкейи и Сумитра родили ему четырех сыновей: Раму, Лакшману, Бхарату и Шатругх-ну. Братья росли вместе и нежно любили друг друга. Р. превосходил их силой, умом и красотой. Уже в юности он совершает великие подвиги, побеждая могучих демонов. Во время сваямвары — обряда избрания женихов — Си-той, дочерью царя Джанаки, устраивается состязание в стрельбе из лука.
Никто из прибывших на сваямвару не может даже поднять лук, а Рама не только
Дашаратха горячо любил своего первенца Р. и готов был передать ему царство, чтобы самому уйти в отшельничество. Но Кайкейи, младшая жена Дашаратхи, напоминает супругу о том, что он обещал исполнить несколько ее желаний. Она требует, чтобы он передал трон ее сыну Бхарате, а Рама отправил на четырнадцать лет в лес.
Бхарата возмущен поступком матери и отказывается от царства. Он ставит на трон сандалии Р. в знак того, что трон занят. Но Р. вместе с Лакшманом и Ситой, повинуясь воле Дашаратхи, уходят в лес. В ту пору свирепый ракшас , десятиглавый
Герой возвращается на родину, вступает на престол и справедливо правит, заботясь о народе.
Такова сюжетная канва эпопеи, объем которой составляет около двадцати четырех тысяч шлок . Ее персонажи, судьбы которых так или иначе связаны с самим Р., и он сам стали героями разножанровых произведений, как фольклорных, так и собственно литературных. Уже в ранней буддийской литературе, в т. н. «Дашаратхаджанаке», присутствуют практически все основные герои «Рамаяны». Воздействие «Рамаяны» просматривается в поэмах Ашвагхоши «Житие Будды» и «Сундари и Нанда» , у Бхасы использованы эпизоды о помазании Р. . Ка-лидаса посвятил самую значительную из своих поэм «Потомки Рагху» генеалогии династии Икшваку, переложив содержание эпопеи в пяти песнях.
Многие позднейшие авторы обращались к разработке отдельных эпизодов или всего сюжета: например, Кумарадаса написал поэму «Похищение Джанаки».
Драматург индийского средневековья Бха-вабхути дважды обращался к образу Рама в драмах «Деяния великого героя» и «Дальнейшая жизнь Рамы». Если в «Деяниях» изложена основная канва первой части эпо пей, то в «Дальнейшей жизни Рамы» он обращается к VII книге, содержащей трагическое начало. Р. воцаряется и справедливо правит народом.
До него, однако, доходят слухи, что Сита за время пребывания в плену у Раваны оказалась неверна. Р. стоит перед дилеммой — как примирить личное чувство любви к Сите с его долгом правителя, обязанного блюсти моральные устои. Долг торжествует, и Р. решает изгнать Ситу.
Когда человек из свиты пытается удержать Р. от опрометчивого решения, он обрывает его: «Молчи! Не может подлым быть народ моей столицы и страны!»
На протяжении семи действий Бхавабхути оригинально интерпретирует материал эпопеи, вводя как активных участников действия сыновей Р. Лаву и Кушу и даже самого Вальмики, мудреца, уже успевшего сочинить «Рамаяну» до эпизода воцарения. Седьмое действие натаки Бхавабхути открывается представлением пьесы, основанной на седьмой песне самой эпопеи. На сцене разыгрывается действие — теми же персонажами, что и у самого Бхавабхути.
Из пьесы Р. узнает о том, что Сита в приступе отчаяния бросилась в Ганг. Р. теряет сознание. Далее действие вставной пьесы неразрывно сливается с сюжетом самой «Дальнейшей жизни Рамы». Финалы обеих пьес сливаются воедино, но конфликт остается неразрешенным.
Супруга Васиштхи обращается к народу с вопросом: может ли Сита вернуться к супругу? И только с согласия народа Сита возвращается к Р.
Во второй половине первого тысячелетия в процессе религиозного синтеза Р. обожествляется и даже становится одной из земных ипостасей бога Вишну. Наряду с этим » Рамаяна » проявилась и в различных местных литературах народов Индии. Наиболее значительны «Деяния Рамы» Сандхьякара Нандина, «Океан деяний» Тулсидаса, «Бачит-тарнатак» Гуру Говинда.
В народной традиции практически по всей Индии в сентябре-октябре каждый год празднуется дассера, народное пантомимическое представление Рам-лила. «Рамаяна» была воспринята в странах буддийской культуры — Бирме, Тибете, Монголии, Таиланде, Лаосе, Индонезии. В 1959 году в Центральном детском театре была поставлена пьеса видного российского индолога Н. Р. Гусевой «Рамаяна», впоследствии показанная с успехом в Индии.