Конспект урока «ЧЕЛОВЕК-УНИВЕРСИТЕТ»

«ЧЕЛОВЕК-УНИВЕРСИТЕТ»

Трибунская Елена Жановна, МБОУ СОШ №7, учитель химии, г. Балаково Саратовская область

Предмет : химия, внеклассное мероприятие турнир-викторина, посвященное 300-летию со дня рождения М. В. Ломоносова.

Возраст детей: 9-11 класс

Место проведения: вне класса.

Эпиграф:

Я знак бессмертия себе воздвигнул Превыше пирамид и крепче меди

М. В. Ломоносов

Цель: расширить знания учащихся о жизни и деятельности великого русского ученого М. В. Ломоносова

Задачи:

Образовательные:

— дополнить

и углубить знания о жизни и деятельности М. В. Ломоносова;

— способствовать накоплению сведений об истории родного края и страны;

Развивающие:

— способствовать укреплению памяти;

— формировать логическое мышление;

— развивать творческие способности.

Воспитательные:

— формировать чувство патриотизма, воспитывать уважение, любовь к истории родного края и страны;

— способствовать возникновению интереса к сильной, незаурядной личности, сыгравшей великую роль в судьбе нашей страны; обратить внимание учащихся на М. В. Ломоносова в качестве примера для подражания;

— прививать

навыки культуры поведения во время общественных мероприятий.

Ход турнира:

Приветствие участвующим командам :

Призыв к молодому поколению:

«О вы, которых ожидает Отечество от недр своих

И видеть таковых желает,

Каких зовет из стран чужих,

О, ваши дни благословенны!

Дерзайте ныне ободренны

Раченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать»

Наставления М. В. Ломоносова молодому поколению:

1. «Дерзайте, бодрствуйте,

Успевайте в течении вашем… прилагайте крайнее старание к естественных вещей познанию»

2. Проявлять к наукам крайнее прилежание. «Гимназисты не должны давать никакой другой склонности усилиться в уме настолько, чтобы старание претерпело хотя бы малое ослабление»

3. Ученики не должны подсказывать друг другу на экзаменах и во время уроков

«Взаимное вспоможение гимназистов похвально, и один свободно может изъяснять другому то, чего другой не разумеет»

4. Чтобы ученики никогда не грубили учителям и были благодарны им за обучение

«Не мешать другим в учении криком, играньем, стуком, шумом или каким другим образом, чем рассуждение и память в беспорядок приведены быть могут»

5. Ученики должны были решительно избегать неприличных слов и неряшливости

«Чистоту наблюдать должно не только в делах беспорочных, но и при столе, в содержании книг и платья. Кто внешним видом ведет себя гладко, тот показывает не токмо свою ленность, но и подлые нравы»

Призыв к молодому поколению:

Прилежно простирайте руки

И взор до самых дальних мест,

Пройдите землю, и пучину,

И степи, и глубокий лес,

Инутр Рифейский, и вершину,

И саму высоту небес.

Везде исследуйте всечасно,

Что есть велико и прекрасно,

Чего еще не видел свет;

Представление жюри

Настало время и для представления участников турнира:

Выступление команд, приветствие

Итак, начнем нашу конкурсную программу:

Конкурс — Разминка «Биография М. В. Ломоносова»

1. Назовите полностью имя, отчество родителей Ломоносова, девичью фамилию матери .

2. Фамилия соседа Ломоносовых, обучавшего Михаила грамоте

3. Река, на берегу которой в Санкт-Петербурге был построен Дом Ломоносова

4. От какого русского имени образовано название деревни, в которой прошло детство М. В. Ломоносова?

5. С какого возраста Ломоносов начал трудиться вместе с отцом?

6. Какие книги Ломоносов называл «вратами своей учености»?

7. Как называлось учебное заведение, в котором Ломоносов прошел курс трех классов за один год?

8. Название поморской деревни — родины Ломоносова

9. Кто обучил Ломоносова грамоте

10. Сколько лет учился Ломоносов?

11. Назовите города в Германии, связанные со студенческими годами Ломоносова.

12. Автор памятника Ломоносову в Архангельске

13. Город Ломоносов, расположенный на южном побережье Финского залива, в прошлом назывался

14. В 1745 году Ломоносов получил звание профессора Петербургской академии наук какой науки?

15. Когда и в каком звании Ломоносов начал свою педагогическую деятельность? .

Конкурс «Верю — не верю». Командам раздаются бланки с вопросами, в которых они напротив каждого вопроса ставят , если верят и , если не верят. За правильный отве -1балл. Дополнительный балл назначается той команде, которая напишет правильный ответ для вопроса, если они ставят

1. Первым учебным заведением были Спасские школы , Славяно — греко — латинская академия)

2. М. В. Ломоносов был несколько дней солдатом русской армии , Прусской)

3. Обоз с рыбой шел в Москву в течение двух месяцев , Около 3х недель)

4. Ломоносов ходил в море зуйком

5. Стипендия Ломоносова была 90 копеек

6. Отец Ломоносова оснастил свое судно на голландский манер

7. Судно, на котором отец Ломоносова выходил в море, называлось «Стрелка» ,»Чайка»)

8. Учащиеся Славяно-греко-латинской академии не имели каникул , имели в августе)

9. Ломоносов — потомственный дворянин , он стал им.

10. Ломоносов был фабрикантом

11. Для МГУ было построено специальное здание

12. Учитель Ломоносова вел 3 предмета , 16 курсов)

13. На обложке учебника по арифметике были портреты Магницкого и Петра I , Пифагора и Архимеда)

14. Правда ли, что жена героя Отечественной войны 1812 года, генерала Н. Н. Раевского — Софья Алексеевна — внучка Ломоносова? , от дочери Ломоносова Елены Михайловны)

15. Правда ли, что жена декабриста С. Г. Волконского — правнука Ломоносова? , тот же род.)

16. Отца Ломоносова звали Василий Иванович , Василий Дорофеевич)

17. Ломоносов умер в 79 лет , на 54 году)

18. Ломоносов был женат на русской женщине Елизавете Андреевне , на немке — Елизавете Христиане Цильх)

Пока команды работают, проведем игру с болельщиками команд: «Историк, риторик, физик, механик, химик, минералог, Художник и стихотворец»

1. Назовите учебные заведения, в которых учился Ломоносов, где они находились?

2. В 1742 году Ломоносов был зачислен в штат Петербургской Академии наук адъюнктом . По какой науке?

3. Как называется самая знаменитая картина, созданная Ломоносовым? В чем ее особенность?

4. Личность этого человека всегда была для Ломоносова примером в жизни, ему посвящены его стихи, неоконченная поэма, картины. Кто он?

5. Имя, которое использовал Ломоносов, подписывая письма и работы

6. Фамилия ученого, который вместе с Ломоносовым проводил опыты по электричеству во время грозы и погиб от сильного удара молнии?

7. Ломоносов писал: «Российское могущество прирастать будет… и Северным океаном». Какое слово пропущено?

8. Немецкий ученый, обучавший в Германии Ломоносова горному делу

9. В каком году был основан Московский университет? Как он теперь называется?

10. Что объединяет просветителя Н. Новикова, автора «Недоросля» Д. Фонвизина, архитектора В. Шубина?

11. Историк, риторик, физик, механик, химик, минералог, художник и стихотворец…» Кто так кратко и точно охарактеризовал Ломоносова?

12. Сколько языков знал Ломоносов?

13. Имея 1 алтын в день жалованья нельзя было иметь на пропитание больше, как на 1 денежку хлеба и на денежку квасу, прочее на бумагу, обувь и др. нужды». О каком периоде жизни пишет Ломоносов?

14. Какие науки преподавал Ломоносов в университете?

15. Назовите автора памятника Ломоносову в Архангельске, когда он был установлен?

16. Когда была учреждена золотая медаль имени М. В. Ломоносова, кому она присуждается?

17. Назовите явление, которое описывает ломоносов в этих строках:

С полночных стран встает заря!

Не солнце ль ставит там свой трон?

Не льдисты ль мещут огнь моря?

Се хладный пламень нас покрыл!

Се в ночь на землю день вступил!

18. Что сам Ломоносов отвечал на вопрос о том, кто он по Профессии?

Конкурс «Ломоносов — химик»

Команды по очереди выбирают вопросы на карточках, подготовленных заранее.

1. О чем М. Ломоносов так выражает свою мысль в письме к Л. Эйлеру, 5 июля 1748 г: «Все перемены, в натуре случающиеся, такого суть состояния, что сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому, так, ежели где убудет несколько материи, то умножится в другом месте…»?

2. О чем данная мысль М. Ломоносова: «вход жидких тел от скважин отвращает»?

3. Какое вещество так называл М. Ломоносов: «крепкая водка»?

4. В процессе растворения, по мнению Ломоносова, воздух, содержащийся в порах кислоты, внедряется в поры металла и, соединяясь там со «сгущенным» воздухом металла, приобретает «огромную упругость», ломая металл на мельчайшие частицы, наблюдавшиеся в микроскоп. Избытки «воздуха», образующегося при химическом взаимодействия кислоты и металла, являются одним из продуктов реакции.

О каком «воздухе» М. Ломоносов в то время ничего не знал?

5. Какое явление предвосхитил М. Ломоносов? это явление заключалось в том, что ионы, на которые распадается в растворе соль, окружаются плотно пристающими к ним молекулами воды.

6. Как называется цветное непрозрачное стекло, производимое Ломоносовым?

7. Что являлось основным способом для получения красителей?

8. Кем по мнению М. Ломоносова должен быть истинный химик?

9. Как назывался химический сосуд, изобретенный Ломоносовым?

10. Название, которым Ломоносов обозначал молекулу?

11. Название какой науки впервые ввел Ломоносов?

12. Ученый, друг Ломоносова, погибший во время опытов с молнией?

Конкурс «Кто быстрее?»

Необходимо составить слова из перевертышей, чтобы получить понятия, введенные М. Ломоносовым в химическую науку. Командам выдаются карточки: мерафосат, рмтреоба, сьтязвко, лиаличкиразст, рмеримкот, токипа, фриэ.

Ответ: «атмосфера», «барометр», «вязкость», «кристаллизация «, «микрометр», «оптика»,

«эфир»

Конкурс «Каким должен быть химик?» .

Расшифруйте высказывание М. В. Ломоносова о том, каким должен быть настоящий химик. Чтобы расшифровать запись, нужно в названии элемента выбрать по одной букве, соответствующей индексу химического знака.

Каждой команде раздаются карточки.

Ti2 S Hg2 O2 Na Ne As2 K5 Cr Li2 Cu I K Cu3 H2 Cl2 Te Ne Na Br As2 F2 Cu4 N4 Be2 Sn Ag3 Fe2 Tc Zn2 Cd I2 Mg O2 Pt Rb Ar K Ti3 K4 Si Os Mo

Конкурс «Кто больше?» Команды по очереди называют места в Архангельске и области, связаны с именем или пребыванием М. В. Ломоносова. Тот, кто оказался последним, кто ответил, набирает 5 баллов.

Примерные ответы:

Проспект Ломоносова в Архангельске

Драматический театр имени М. В. Ломоносова

Педагогический университет имени М. В. Ломоносова

Здание на набережной Северной Двины бывшей школы № 4, открытой в год 100-летия М. В. Ломоносова в 1811 году

Ломоносовский лицей

Центральная городская библиотека имени М. В. Ломоносова

Памятник Ломоносову

Гостиные Дворы

Округ Архангельска

Село Ломоносово

Ломоносовский фонд

Хребет Ломоносова в Северном Ледовитом океане

Конкурс «Домашнее задание»

Команды по очереди читают стихи М. В. Ломоносова.

Заключение:

О Ломоносов, бог познанья! Мы отдаем тебе признанья. Ты наш ученый, наш поэт, Наш первый университет. Достойны ль мы хвалу взносить Тебе, о Человек, деянья чьи Так велики и так могучи, Сравниться с ними даже кручи Гигантов-гор не смеют. Нет, ты не бог, Не наделен божественной ты властью.

Но разумом божественных высот достиг, О Человек, что испытал все и проник. Ты умер, но деяния твои живут. И будут помнить их не один век. И люди память твою свято чтут.

О гений, ты — чудо-Человек!

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Конспект урока «ЧЕЛОВЕК-УНИВЕРСИТЕТ»