Европейская новая драма и «Кукольный дом» Г. Ибсена
С творчеством норвежского драматурга Генрика Ибсена связано формирование важнейшего жанра в западноевропейской новой драме — драмы идей. Он выступал против поверхностного увлечения историческим и национальным колоритом. Задача драматурга — воспроизвести «духовный склад и образ мышления эпохи».
Ибсен переносит этот принцип на изображение современной эпохи.
Свою позицию он формулирует в общих чертах уже в 1857 году. По мысли Ибсена, драматург не должен разъяснять в тексте пьесы, в чем значение используемых им образов. Символы
Это заставит зрителя размышлять над пьесой и сделает его «соавтором драматурга». Ту же цель имеет такой драматургический прием, как открытый финал пьесы: «…Поэт наметил направление, в котором приходится искать этот финал, и затем — наше дело, дело каждого читателя или зрителя в отдельности дойти до этого финала путем личного творчества».
Все это меняет статус драмы. Она перестает быть только источником наслаждения, развлечением для публики. Ибсен делает драму серьезным жанром, требующим мыслительных и творческих усилий.
Но в
«Кукольный дом». Миндальное печенье становится символом, раскрывающим сущность семейной жизни Хельмеров. Для своего мужа Нора «белочка», куколка-жена, так и не повзрослевшая, украдкой поедающая сладости.
Но миндальное печенье указывает и на тайную самостоятельность героини, внутреннюю независимость от мужа, растущую по мере развития действия.
События, происходящие в пьесе, только продолжают историю восьмилетней давности. Тогда Нора совершила решительный поступок, возможных последствий которого не осознает длительное время. Чтобы не тревожить умирающего отца и спасти больного мужа, она заняла деньги, подделав подпись отца на векселе. С тех пор у героини есть своя тайная жизнь: по вечерам, запираясь у себя в комнате под разными предлогами, она зарабатывает переписыванием бумаг, чтобы постепенно отдать долг. «Я чувствовала себя почти мужчиной» В этой фразе — ключ к происходящему.
Как женщина, Нора не имеет права занять деньги без поручительства мужчины. Она ощущает несправедливость законов, выдуманных мужчинами: «Чтобы дочь не имела права избавить умирающего старика отца от тревог и огорчения? Чтобы жена не имела права спасти жизнь своему мужу?
Я не знаю точно законов, но уверена, что где-нибудь в них да должно быть это разрешено».
Житейские конфликты в пьесах Ибсена не самоценны, они подобны «коконам», скрывающим в себе идеи. Неурядицы в доме Хельмеров дают автору возможность говорить о проблемах, важных для всего общества. Столкновение сторон в ходе драматического конфликта оборачивается столкновением идей о положении женщины в мире, созданном мужчинами, о том, каким должно быть ее место в обществе.
Работая над «Кукольным домом», Ибсен создает драму идей. Драма идей предполагает, что столкновение различных представлений о жизни составляет сущность конфликта в пьесе.
И отец, и муж Норы уверены, что она предназначена создавать в доме уют, развлекать их, быть их «сокровищем». Она должна не знать забот, быть весела, как птичка. Хельмер зовет Нору «жаворонком». И до поры до времени героиня верит в его правоту.
Со словами: «Вот он, жаворонок!» — она раскидывает, как крылья, руки, раскрывает мужу объятия. В угоду Хельмеру Нора создает кукольный дом. Как маленькая девочка, она играет в семейную жизнь, в то, что она мать и жена.
Ее единственная забота — угодить Хельмеру, сделать так, чтобы он ее не разлюбил.
Кукольный дом является центральным символом пьесы.
История шантажа, которая стала бы основной в пьесе, написанной до Ибсена, в «Кукольном доме» только помогает раскрыть события прошлого, проанализировать ситуацию и сделать возможным объяснение супругов. «Коконы житейских конфликтов» разматываются в пьесах Ибсена с помощью аналитической композиции.
Аналитическая, или ретроспективная композиция предполагает, что завязка пьесы вынесена в более или менее далекое прошлое. Герои размышляют о происшедших тогда событиях и тем самым втягивают зрителя в обсуждение той или иной, как правило, социальной, проблемы. Значение прошлого в пьесах подчеркивается с помощью натуралистического мотива наследственности.
С этим мотивом Ибсен связывает анализ социальной проблемы.
История шантажа исчерпана задолго до финала пьесы. Когда Хельмер узнает обо всем из письма, он разгневан и испуган за собственное благополучие. Нора убеждается, что он эгоистичный, мелочный человек, готовый покинуть ее в беде.
Поэтому, когда Крогстад возвращает ее долговое обязательство, это событие не влечет за собой финала. Наоборот, именно теперь и начинается самое главное. Нора и Хельмер садятся и обсуждают свою семейную жизнь. «Кокон» разматывается, становится ясно, что в пьесе сталкивается взгляд на женщину как на «беспомощное, растерянное создание», чье предназначение — украшать жизнь мужчины, с желанием женщины «воспитать себя самое», быть полноценной личностью.
В финале «раздается грохот захлопнувшихся ворот» — Нора покидает свой дом, а на лице Хельмера зритель видит «луч надежды» — быть может, она вернется? Двойственность финала не только заставляет зрителя думать о том, какое завершение логичней, но и вовлекает в обсуждение правоты Норы.
Театр Ибсена как будто показывает — отражает — повседневную жизнь в ее привычных, узнаваемых формах. В действительности отражение жизни в пьесах Ибсена не самоценно, это только повод заставить зрителя задуматься. Эту тенденцию ибсеновского театра хорошо понял Бернард Шоу. Он развивает сделанное Ибсеном, создает рационалистический театр. В его пьесах разрушается иллюзия жизнеподобия.
Шоу иронически обыгрывает любовную интригу, показывая ее необязательность, и распространяет дискуссию на все действие.
Драма идей — хорошо сделанная драма, дискуссия, аналитическая композиция, открытый финал.