Повторение слов
Ущерб информативной насыщенности речи наносит и повторение слов. Лексические повторы нередко сочетаются с тавтологией, плеоназмами и обычно свидетельствуют о неумении автора четко и канонично сформулировать мысль. Например: Общежитие, в котором студенты живут пять долгих лет своей студенческой жизни. Какой будет эта жизнь зависит от самих жителей общежития.
Но может стать и стилистическим приемом, усиливающим выразительность речи. Лексические повторы помогают выделить важное в тексте понятие .
К повторению слов, как средству логического
Например: Роман классический, старинный, отменно длинный, длинный, длинный… . Нанизыванием одинаковых слов можно отразить характер зрительных впечатлений . Лексические повторы могут использоваться и как средство юмора.
В пародийном тексте нагромождение одинаковых слов и выражений отражает комизм описывает ситуации: Очень важно уметь вести себя в обществе.
Всякое отклонение от литературной нормы, будь то в отборе лексико-фразеологических средств или выборе грамматических форм и конструкций, препятствует непосредственному и точному восприятию содержания письменной и устной речи. Для успеха выступления существенное значение имеет выразительность речи, которая достигается четким, ясным произношением, правильной интонацией, умело расставленными паузами. Должное внимание следует уделять темпу речи, силе голоса, убедительности тона, а также особенности ораторского искусства: позе, жестам, мимике.
Важная роль отводится нормативному произношению и ударению.
Отклонение от орфоэпических норм становится помехой в общении с аудиторией: отвлекает внимание от содержательной стороны выступления, направляют мысль на второстепенные детали. Русская орфоэпия включает в себя правила произношения безударных гласных, звонких и глухих согласных, правила произношения отдельных грамматических форм, особенности произношения слов иноязычного происхождения. В целом, современные орфоэпические нормы представляют собой последовательную систему, развивающуюся и совершенствующуюся.
В формировании литературного произношения огромную роль играет театр, радиовещание, телевидение, звуковое кино, которые служат мощным средством распространения орфоэпических норм и поддержания их единства.
В зависимости от темпа речи различаются стили полный и неполный. Полный стиль отличается отчетливым произношением звуков, тщательностью артикуляции, а в неполном стиле отличается менее отчетливое произношение звуков, сильное редуцирование . Различие между названными стилями проявляется, во-первых, в соотносительности их норм с соответствующими лексическими пластами: слова нейтрального стиля в своем звучании оформляются по нормам нейтрального стиля произношения, слова высокого стиля по нормам высокого стиля произношения, слова разговорные по нормам разговорного стиля произношения. Так, относящиеся к высокой лексике слова дерзание, свершение произносятся со звуком [эи] в первом предударном слоге .
Наоборот, слова разговорного стиля при наличии произносительных вариантов оформляются по нормам разговорного стиля произношения. Так, в словах втемяшиться, затек, в первом предударном слоге обычно произносится гласный [и]. Во-вторых, различия между стилями произношения может сказаться в том, что некоторые нормы нейтрального стиля имеют свои соответствия в высоком или разговорном стиле.
Сравните произношение слов [со]нет, [фо]нетика в высоком стиле и [са]нет и [фа]нетика в нейтральном стиле. п.3. Как произносить безударные гласные звуки. В безударных слогах гласные подвергаются редукции качественным и количественным изменениям в результате ослабления артикуляции.
Качественная редукция это изменение звучания гласного с потерей некоторых признаков его тембра, а количественная это уменьшение его долготы и силы.