Полезные советы
Поделюсь с коллегами способом работы над ошибками в диктантах и сочинениях. Например, вы проверили очередную пачку тетрадей. Выпишите себе на листочек 15-20 слов, в которых встретились ошибки. На уроке раздайте работы — и предупредите, что на следующем уроке будет диктант по ошибкам. Критерии оценки очень строгие: одна ошибка — минус балл.
Но зато заранее известно, что спрошено будет только то, что сегодня вынесено на поля красными палочками. Перед учениками волей-неволей встает необходимость залезть в тетрадки друг друга или каким-то
Учитель может даже слегка шутливо подначивать учеников . Если это сработает, если класс на спор решит победить и сообща подготовится к диктанту , то, думаю, учитель охотно признает себя побежденным.
Еще один способ повышения азарта при словарной работе: пусть ученики составят диктант для вас и вы сами будете писать его под диктовку на доске. «20 самых сложных слов! Пишу без словаря! Для меня нет ничего
В ход пойдут какие-нибудь монструозные «обтюраторы» и «полисиндетоны». Только чур: если уж продиктовал слово, будь добр объяснить его значение классу и правильно написать. Это такое условие для учеников.
Можно, кстати, и на тортик поспорить. Тогда, правда, придется где-то поддаваться и «ляпнуть» ошибку … Зато этот тортик будет помниться им и через много лет после окончания школы.
Как и те слова, которыми они хотели вас срезать.
Мне не очень нравятся примеры для упражнений и диктантов, взятые из поэтических текстов. Как-то всегда жалко говорить о стихах впроброс, для запятых и букв. Но иногда уж так удачно складывается, что не использовать стихотворные строчки просто нельзя.
Например, вот в этом двустишии Маяковского совместились два важных случая постановки знаков препинания в бессоюзных предложениях. Причем тут используется и двоеточие, и тире :
Товарищ, запомни правило простое: Работаешь сидя — отдыхай стоя!
Есть тут и обращение, и односоставные предложения… Не говорю уже о важной для урока литературы идее о пользе поэтического слова, которой придерживался Маяковский . В общем, использовать эти строчки можно при разговоре о самых разных темах. А в школах, где применяются так называемые здоровьесберегающие технологии, этим двустишием можно блеснуть на открытом уроке. Проверяющие будут в отпаде ☺.