О развитии речевых коммуникативных умений с помощью театра
Мы играем в театр
Для детей нужно играть так же, как для взрослых, только еще лучше. Константин Станиславский |
Автор: Галина Николаевна Крук, воспитатель МБДОУ детского сада присмотра и оздоровления №17 «Ладушки» г. Новоалтайска Алтайского края.
Статья содержит теоретический материал для воспитателей. Театральную деятельность можно использовать в течение всего режима дня. С помощью ее у детей дошкольного возраста развивается речевая коммуникация.
Мы играем в театрИспокон веков
Театрализованные игры способствуют всестороннему развитию детей: развивается речь, память, целеустремленность, усидчивость, отрабатываются физические навыки . В настоящее время наблюдается спад речевой активности детей, что обусловлено рядом таких негативных факторов, как: существенное сужение объема «живого» общения родителей и детей, глобальное снижение уровня речевой
Игровая деятельность в жизни дошкольника играет огромную роль. Во время игры происходит первичная социализация ребенка, развивается мышление, двигательная активность, познавательный интерес, наблюдается эстетическое, нравственное, физическое развитие. В игре значительно успешнее происходит усвоение новых знаний и формирование основ коммуникации.
В формировании речевых коммуникативных умений особое место принадлежит театрализованной деятельности в основе, которой лежит театрализованная игра.
Существует множество методов внедрения театрализованных элементов в практику работы детского сада. Помимо развития коммуникации театрализация помогает решить ряд проблем направленных на развитие личности ребенка, помогает раскрепоститься, научится контролировать свои эмоции, улучшает моторику, координацию движений, помогает развить чувство ритма, прививает любовь к театральному искусству и т. д.
Она является наиболее доступным способом переработки и выражения впечатлений и эмоций, полученных из окружающего мира. Игра в детском возрасте — это норма, ребенок должен играть, даже если он делает самое серьезное дело.
В исследованиях Л. В. Артемьевой театрализованные игры можно разделить на две основные группы: ролевые и режиссерские, каждая из которых, в свою очередь, включает несколько видов.
Основными видами игры — драматизации в детском саду являются: игра-имитация образов животных, людей, литературных персонажей; ролевой диалог на основе фрагмента текста; инсценирование отрывка или целого произведения; спектакль по одному или нескольким произведениям; игра-импровизация с разыгрыванием сюжета или соедине-ние нескольких сюжетов без предварительной подготовки.
В режиссерской игре артистами являются игрушки или их заменители, а ребенок организует деятельность, управляя ими как «сценарист и режиссер». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, дошкольник также использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный плоскостной и объемный, театр игрушек и картинок, кукольный и т. д.
В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Большими возможностями обладает кукольный театр. Принимая участие в инсценировке какого-либо произведения ребенок, находясь за ширмой, раскрепощается, учится правильно строить диалог, не перебивать товарища, говорить грамотно, четко проговаривать слова и фразы и т. д. В качестве сценариев к спектаклям и инсценировкам для всех видов театра обычно берутся народные или авторские сказки.
Наиболее популярные сказки таких детских писателей, как Чуковский К. И., Сутеев С., Ушинский К., Чарушин Е. и др.
Одним из огромных плюсов театрализованной деятельности в детском саду является то, что их можно использовать не только на занятиях по развитию речи, но и на физкультурных занятиях, занятиях по эстетическому развитию, на прогулках и во время, отведенное для свободной игры.
Исходя из вышеизложенного следует:
— особенность театрализованной деятельности заключается в том, что ее элементы можно использовать в различных видах деятельности ребенка (на занятиях по познавательно-речевому, художественно-эстетическому, физическому развитию и др.;
— игра является ведущей деятельностью дошкольника и, следовательно, привлекает к себе внимание детей, позволяет активно использовать речевой потенциал ребенка. В театрализованной игре значительно обогащается словарь дошкольника, развивается дикция, выразительность речи и т. д.;
— театрализованная игра — это коммуникативный акт, в процессе, которого его участники вступают в общение, учатся взаимодействовать друг с другом, использовать не только вербальную, но и невербальную стороны коммуникации.