Героиня комедии А. П. Чехова «Вишневый сад»
Образ Раневской неуловимый в своей прелести, вобрал в себя родовые черты русской дворянской культуры, нашедшие свое литературное выражение в Лариных и Ростовых, Кирсановых и Лаврецких, Обломовых и Левиных. Поэзия образа Раневской — в ее неразрывной связи с 337 усадьбой, старинным домом, вишневым садом. Р. не представляет своей жизни без вишневого сада, но и сад без нее сирота.
Кажется, он оживает с ее приездом, и Раневская обращается к нему как к живому: «Ангелы небесные не покинули тебя».
Присущее Раневской чувство прошлого, «родовой
Эта встреча Р. с родиной последняя, прощальная. И Р., и сад беззащитны перед угрозой гибели и разорения. Вишневый сад продается «за долги». Чувствуя себя частью сада, Р. сознает, что сад безвинен.
Расп��ата
Идея искупления прошлого страданием, умозрительная для Пети Трофимова, стала для Р. свершением судьбы. Страдание от утраты усадьбы, от гибели вишневого сада сделалось искуплением ее прошлых грехов.
Раневская — позднее создание той дворянской культуры, которая на глазах истончается, исчезает из настоящего, остается в прошлом. Но пьеса Чехова, как и вся его драматургия, — разомкнута в будущее. Р., в отличие от Пети Трофимова, «ниже любви». Она любит человека недостойного, «обобравшего» ее и сознает, что он камень на ее шее. «Но я люблю этот камень и жить без него не могу».
На деньги, присланные ярославской бабушкой, она уезжает к нему в Париж: «Да здравствует бабушка!» Грешная, легкомысленная, безалаберная и неотразимо привлекательная Р. знает, что «денег этих хватит ненадолго», но ее жизнь продолжается вне зависимости от их количества. Никакие деньги не смогут что-либо изменить в самой личности Р. Она останется прежней. «Такую женщину сможет угомонить только смерть» .