Несколько слов о синквейне
В прошлом номере мы опубликовали статью о синквейне — приеме технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Уже на стадии подготовки материала его содержание вызвало оживленное обсуждение в редакции. Один из первых откликов публикуем сегодня.
Надеемся узнать мнение о синквейне, его методических возможностях и от других словесников.
Много лет проработав в школе, каждый раз восхищаюсь коллегами, которые ведут постоянные методические поиски. Желание привнести в традиционные уроки что-то новое свойственно людям
Однажды посетив открытый урок и познакомившись с методикой составления текста по ассоциациям, я тоже стала иногда использовать эти приемы.
Синквейн — очень интересная форма работы, в ходе которой учитель немедленно получает эффектный результат. За один урок ученики создают тексты, которые они сами зачастую считают высокохудожественными. И здесь перед преподавателем встает сложная проблема: с одной стороны, не хочется разочаровывать авторов, с другой
Ведь созданные образы являются навязанными определенной технологией.
Это вовсе не значит, что следует отказаться от данного вида работы, но вряд ли стоит широко использовать его в учебной практике, особенно в старших классах. Данный метод представляется удачным в 5-6-м классах или как индивидуальная работа с детьми.
Некоторое время мне пришлось работать в школе с национальным компонентом, и моими учениками были ребята, которые не всегда свободно владели русским языком. Уроки с использованием методики составления текста помогали им почувствовать себя успешными учениками.
Проведение подобных уроков требует не только точной формулировки пошаговых заданий, но и продуманности тем, которые предлагаются ученикам. Мой опыт показывает, что удачными работами являются те, которые созданы на свободные темы, не связанные с изучаемыми литературными произведениями. Это дает больший простор для ассоциаций, не сковывает учеников готовыми штампами, а главное — не обедняет образы изучаемых произведений и не разрушает художественный текст.
И еще одно замечание. Такой метод хорошо работает один-два раза за весь период обучения, он не должен повторяться с теми же детьми каждый год или каждую четверть. Это убивает элемент творчества, радости, неожиданности.
Вот алгоритм, которым можно воспользоваться для проведения задания такого вида.
Напишите миниатюру на одну из тем: «Москва», «Красная площадь», «Метро», «Моя улица», «Море», «Лес». Выполняйте задания в указанном ниже порядке. Последовательно запишите свои ответы каждый раз на новой строчке.
Назовите то, о чем вы пишите. Подберите 2-3 определения, выраженные прилагательными. Подберите 1-2 сказуемых, выраженных глаголом, которые раскроют описываемое вами явление или предмет в действии. Назовите чувства, связанные с тем, что вы описываете.
Опишите, какого цвета может быть описываемое вами явление или предмет. Опишите, какой вкус может быть у описываемого вами явления или предмета. Опишите, какие звуки возникают в вашей памяти, когда вы вспоминаете об описываемом вами явлении или предмете. Прочитайте то, что вы написали. Можете что-нибудь добавить, убрать или написать в другом порядке.
После редактирования перепишите вашу миниатюру на чистовик.
Миниатюры учеников 6-го класса школы с национальным литовским компонентом.
Красная площадь
Красная площадь — сердце Родины. Она надежная и много испытавшая, Большая и шумная. Она живет и будет жить века. Чувство Родины. Чувство гордости.
Чувство истории… Когда идешь по Красной площади, Ощущаешь запах победы, вкус горечи и крови.
Москва-река
Ты протекаешь мимо, А я чувствую грусть И горько-сладкий вкус одиночества. Стон ветра. Хлопанье птичьих крыльев.