Что я знаю об иконописи?
Иконы часто называли «книгами для тех, кто грамоты не понимает». В наше время сплошной грамотности это определение может показаться неуместным, но я бы заменила только одно слово, и тогда станет понятным мое собственное отношение к иконе. Она — книга для тех, кто слова не понимает, так как «слушать» ее надо душой.
И чтобы «услышать» иконный сказ, необходимо знать язык религиозной живописи, так как в иконе все не так, как в традиционной живописи, обычной для большинства из нас.
Еще со времен Древней Руси писания икон считается
Главное внимание в иконописи отводится символам, которые выступают в роли своеобразного носителя информации. Поэтому перед верующими, знакомыми со знаково-образной системой иконописи, открывают свои души живописные изображения образов святых и отдельных сюжетных сцен религиозного содержания. Так, например,
Существует своя символика и в размещении персонажей в сюжетных сценах, а также символика жестов: рука персонажа, приложенная к щеке, означает печаль, а простертая вперед с открытой ладонью — покорность. Символическим есть и нимб вокруг главы изображенного, что означает видимый знак святости, небесного блаженства, а также власть и могущество. Животные и птицы на иконах тоже имели символическое значение, как и отдельные предметы, которые никогда не изображались на них только ради красоты. Не менее важной есть и символика цвета, который иногда называют душой живописи .
Мир иконы есть светом идеальным, светом духовных ценностей. А потому, наполняя душу чистым и искренним трепетом, он обогащает ее, зовет к самосовершенствованию и любви к людям и Богу.