Виды нестандартных уроков
Сегодня нестандартные уроки являются привычным признаком любой школы, можно даже говорить о «моде» на тот или иной тип урока, но отношение к ним нельзя назвать однозначным. Понятно, что необычные по содержанию, организации, такие занятия привлекают школьников, способствуют развитию учащихся. Но стойкий ли этот интерес?
К тому же уроки требуют значительных затрат времени от учителя и ученика, имеют, как правило, невысокую результативность, характеризуются отсутствием кропотливого познавательного труда. Иногда ситуация доходит до
Даже четкого определения » нестандартный урок» в педагогической литературе до сих пор не существует. Наиболее распространенной является характеристика такого урока как импровизированного учебного занятия, которое имеет нестандартную структуру и необычную задумку и организационную форму. С другой стороны, нестандартными можно назвать уроки в той или иной технологии обучения. Например, личностно-ориентированный урок, урок в развивающей системе обучения, модульный урок и т. д.
Отметим, что не существует и общепринятой типологии нестандартных
Например, уроки-викторины, защиту проэктов и т. д. относят к группе уроков контроля знаний, а уроки-лекции, уроки-конференции — к урокам формирования новых знаний. С. В Кульневич и Т. П. Лакоценина выделяют такие группы нестандартных уроков:
1. Уроки с измененным способом организации .
2. Уроки, связанные с фантазией .
3. Уроки, имитирующие какие-либо виды деятельности .
4. Уроки с игровой соревновательной основой .
5. Уроки с трансформацией стандартных способов организации ( семинар, зачет, урок-моделирование0.
6. Урок с оригинальной организацией .
7. Уроки-аналогии определенных действий .
8. Уроки-аналогии с известными формами и методами деятельности .
Несмотря на такое огромное разнообразие, для большинства нестандартных уроков, как правило, характерны : коллективные способы работы; интерес к учебному материалу; значительная творческая составляющая; активизация познавательной деятельности; партнерский стиль взаимоотношений; изменение роли учителя, подходы к оцениванию и т. д.
Общество «Эпохи информации» требует от человека:
1.Определенных умений, которые можно использовать при любых обстоятельствах;
2.Умения мыслить, а не накапливать определенную сумму знаний и взглядов;
3.Не узких знаний, а общего подхода к решению вопросов;
4.Коммуникабельности — умения работать в согласии с другими и вместе приходить к цели.
Именно поэтому возникла необходимость применения во время преподавания школьных предметов таких форм и методов, которые возбуждают творчество учащихся, создают атмосферу раскрепощенности,
Эмоционального полета, привлекают внешкольные интересы и увлечения детей в учебный процесс.
Все это является актуальным, т. к. в подростковом возрасте наблюдается потребность в формировании собственного мировоззрения,
Стремление к взрослости, бурное развитие фантазии и воображения, направленность на самоутверждение в обществе. Учитывая это, наиболее продуктивными в этом возрасте являются нестандартные уроки, которые привлекают подростка к активному решению заданий и проблем, ставят его в позицию причастности к событиям.
Существует множество классификаций нестандартных уроков. Например, нестандартные уроки можно поделить на 2 группы. К первой отнесем те уроки, которые объединяют разные формы обучения в определенную новую структуру ,
И собственно нестандартные уроки как составляющие определенных моделей и технологий обучения .
Нестандартные уроки отличаются от стандартных тем, что в них обязательно участвуют все ученики. Их правила, содержание, методика проведения разработаны так, что для некоторых учащихся, которые не интересуются тем или другим предметом, эти уроки могут стать исходной точкой в возникновении этого интереса. Однако нельзя забывать, что главным в проведении любого урока является обучение. Нестандартные уроки активизируют деятельность учащихся, делают восприятие более активным, эмоциональным, мышление творческим, самостоятельным, гибким.
Поэтому использование нестандартных уроков дает наибольший эффект в классах, в которых преобладает количество учащихся с непроизвольным вниманием, незначительным интересом к предмету.
Значит, использование нестандартных уроков способствует:
-повышение общей просвещенности детей;
-углублению знаний детей;
-расширению кругозора учащихся;
-проверке знаний учащихся в игровой и увлекательной форме;
-снятию утомляемости учащихся;
-активному развитию познавательных интересов учащихся.
Таким образом, нестандартные уроки заслуживают право дополнять традиционные уроки, которые педагоги используют в своей практической деятельности.
Основой нестандартных уроков в начальной школе является практическая работа, дидактическая игра или интрига, которая сближает учебную деятельность с основным видом деятельности младших школьников — игрой, произвольное внимание детей переключает на учебный процесс, на решение учебной задачи, способствует приобретению более крепких и сознательных знаний, умений и навыков. Такие уроки помогают учителю разнообразить работу учащихся, снимают напряжение от учебной деятельности, переключают внимание учащихся, способствуют развитию умственной активности детей, что активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. На таких уроках Дети с удовольствием преодолевают значительные трудности и тренируют свои силы.
Уроки — практические работы способствуют развитию и воспитанию графических и вычислительных навыков и умений, помогают вырабатывать практические навыки пользования чертежными принадлежностями, дают возможность осознать суть разных величин, которые изучаются в начальной школе, и отношений между ними в ситуациях, приближенных к жизненным.
Уроки, которые основываются на сказочных сюжетах и загадках, служат захватывающим материалом для раздумий. В загадках обычно указываются определенные свойства объектов, по которым отгадывают и сам объект. Загадки — это своего рода логические задачи на определение объекта по его определенным признакам.
Сказочные сюжеты и герои любимых сказок привлекают внимание учащихся к предложенным заданиям, вызывают интерес в их решении, стимулируют и оживляют работу на уроке.
Формы и методы работы, которые применяют на нестандартных уроках, должны взаимно дополняться другими методами и приемами учебно-воспитательной работы. Это поможет обеспечить целесообразность изменений в деятельности младших школьников,
Поддержать интерес к материалу, который изучается, сосредоточить внимание детей на выполнение познавательных действий, предотвратить гиподинамию, избежать утомляемости, которую вызывает интеллектуальная работа.