Как же зависим человек от общества!
А. С. Пушкин более семи лет работал над первым реалистическим романом в стихах » Евгений Онегин «, в котором отразилась «вся жизнь, вся душа, вся любовь его», «его чувства, понятия, идеалы». Это произведение, отражающее один из переломных моментов в российской истории, поднимает ряд проблем: философских, социальных, моральных. Роман поражает своей объемностью и глубиной мысли, и поэтому литературные критики не могли пройти мимо него, не сказав несколько слов в его адрес.
Один из видных критиков прошлого века Виссарион Григорьевич
В своем стихотворном романе — в собственно повествовательной его части и в многочисленных лирических отступлениях, которые Пушкин назвал «болтовней», — поэт изображает русскую жизнь с небывало широким, подлинно энциклопедическим размахом, но в то же время делает это лаконично, в предельно сжатой форме, действительно приближаясь к краткости энциклопедических статей и заметок. В «Евгении Онегине» автор показывает нам холодный и эгоистичный Петербург, патриархальную Москву, деревню, хранящую традиций
Пушкин в предельно сжатой форме рассказал о быте, нравах, обычаях России первой четверти XIX века. Безусловно, основное место в романе занимает описание жизни главного героя — молодого столичного «повесы» Евгения Онегина, на примере жизни которого автор показывает быт и нравы светского общества. Мы узнаем о типичном воспитании детей дворян в то время:
Сперва Madame за ним ходила, Потом Monsieur его сменил. Ребенок был резов, но мил. Monsieur l’Abbe, француз убогой, Чтоб не измучилось дитя, Учил его всему шутя, Не докучал моралью строгой…
Образование было поверхностным, «чему-нибудь и как-нибудь», а в необходимый набор знаний входил только французский язык, умение танцевать мазурку, «кланяться непринужденно» и «наука страсти нежной». Мы видим и круг чтения молодых людей того времени: сентиментальные романы и латынь «из моды вышли», и молодые люди увлеклись Адамом Смитом, «певцом Гяура и Жуана» Байроном и другими романтическими авторами, а также романами, в которых «отразился век и современный человек изображен довольно верно». Подробно в первой главе показан распорядок дня молодого повесы: бесцельное прожигание жизни на бульварах, в ресторанах и театрах, на беспечных пирах. Мы видим и одежду главного героя , и его кабинет, в котором есть «все, чем для прихоти обильной торгует Лондон щепетильный и по Балтическим волнам за лес и сало возит нам», подробно описано и меню в ресторанах:
Пред ним roast-beef окровавленный, И трюфли, роскошь юных лет, Французской кухни лучший цвет, И Стразбурга пирог нетленный Меж сыром лимбургским живым И ананасом золотым
Особенно полно представлен театр того времени — его репертуар, артисты, известные драматурги:
Волшебный край! Там в стары годы, Сатиры смелый властелин, Блистал Фонвизин, друг свободы, И переимчивый Княжнин; Там Озеров невольны дани Народных слез, рукоплесканий С младой Семеновой делил…
Не менее подробно описан и быт поместного дворянства. Пушкин достаточно много времени жил в своем имении Михайловское и хорошо знал жизнь провинциальных помещиков. О жизни крестьян он мог судить по рассказам своей няни Арины Родионовны, чей образ отчасти создал в лице няни Татьяны Лариной.
Автор показывает занятия уездных помещиков: их встречи, пиры, праздники, работы, соления грибов, разговоры «о сенокосе, о вине, о псарне и своей родне»; круг чтения: сентиментальные романы и сонник Мартына Задеки. О жизни провинциального дворянства мы можем судить на примере семьи Лариных, занятиям старухи Лариной:
Она езжала по работам, Солила на зиму грибы, Вела расходы, брила лбы, Ходила в баню по субботам…
Автор знакомит нас с традициями и обычаями, отмечает признаки «милой старины», хранимой ими.
У них на масленице жирной Водились русские блины; Два раза в год они говели; Любили круглые качели, Подблюдны песни, хоровод…
Татьяна, любимая героиня Пушкина, воплощает в себе идеал русской женщины, она была близка народу, впитала в себя его дух:
Татьяна верила преданьям Простонародной старины, И снам, и карточным гаданьям, И предсказаниям луны. В седьмой главе показана патриархальная Москва. Ее описание очень. похоже на грибоедовское, что не. случайно. Автор лишний раз хотел подчеркнуть ее патриархальность, верность традициям, консерватизм:
Но в них не видно перемены; Все в них на старый образец; У тетушки княжны Елены Все тот же тюлевый чепец; Все белится Лукерья Львовна, Все то же лжет Любовь Петровна, Иван Петрович так же глуп, Семен Петрович так же скуп…
Но, в отличие от Грибоедова, Пушкин все-таки любит Москву именно за ее душевность, теплоту и приверженность национальным традициям. Он восхищается ее богатой историей, ее богатыми военными подвигами:
Напрасно ждал Наполеон, Последним счастьем упоенный, Москвы коленопреклоненной С ключами старого Кремля: Нет, не пошла Москва моя К нему с повинной головою. Не праздник, не приемный дар, Она готовила пожар Нетерпеливому герою.
Жизнь петербургского дворянства испестрена балами, ужинами, походами в театр и на балет, словно каждый день — праздник, но «завтра то же, что вчера». Постепенно такая жизнь надоедает, как наскучила Евгению. Каждый уважающий себя человек должен быть одет по моде: панталоны, фрак, жилет — вот как одевались молодые люди.
У женщин были роскошные платья, каждая знала французский язык. О девушках Пушкин пишет:
Так величавы, так умны, Так благочестия полны, Так осмотрительны, так точны, Так неприступны для мужчин.
Это доказывает, что девушки прятали свои чувства и учились пристойно себя вести. Московское дворянство было так же «бесчувственно», как и петербургское. Вся московская жизнь — это «шум, хохот, беготня, поклоны, галоп, мазурка, вальс». А у поместного дворянства свои порядки: когда Онегин заменил барщину оброком, ее «расчетливый сосед» увидел в этом «страшный вред», поэтому Евгения прозвали «опаснейшим чудаком».
Здесь было принято к руке дамы подходить, отвечать «да-с» или «нет-с», а не «да» и «нет», поэтому общество признало его неучем и фармазоном. Поместное дворянство очень отличалось от столичного: они устраивали не такие балы, у них остались «привычки милой старины», отмечали русские народные праздники, вели хороводы, девушки гадали.
Столичное дворянство отличается от поместного отношениями между людьми:
Но всех в гостиной занимает Такой бессвязный пошлый взор; Все в них так бледно, равнодушно; Они клевещут даже скучно.
А представители поместного дворянства не скрывают своих чувств, у них все не так наиграно, они ведут себя более естественно. Но, когда Татьяна стала княжной, она начала скрывать свои чувства, а когда ее представили Онегину, она показалась ему совсем другой женщиной, от которой не осталось и следа от «девчонки нежной».
В «Евгении Онегине» отразилась жизнь дворянства того времени, это произведение словно отпечаток прошлого, в нем отражено поведение, устои, порядки, которые царили в среде поместного и столичного дворянства, двух совершенно разных типа людей, но прочно связанных между собой. Как же зависим человек от общества!