Культ прекрасной дамы и его выражение в поэзии провансальских трубадуров
Совершенствуется поэтический язык, исчезают грубые выражения. Язык обогащался за счет введения абстрактных терминов. Наиболее яркой становится поэзия провансальских трубадуров.
Прованс — юг Франции, где возникает поэтическая школа. Трубадуры . Созданы около 900 размеров. Среди трубадуров люди разных сословий. Основная тема — любовь. Создан культ Прекрасной Дамы, в качестве которой выступала жена синьора.
Она обладала огромной властью и следила за замком. Поклонение Прекрасной даме — наука. Культ прекрасной дамы накладывается
Куртуазная любовь это служение и тайное чувство, платоническая любовь, страдания. Жанры:
1) Кансона — любовное стихотворение, состоящее из нескольких симметричных строк и заканчивающихся короткой строфой, посылкой, где дается напутствие.
2) Альбы — утренняя песня, которую исполняет оруженосец или спутник рыцаря.
3) Серена — ночная песня;
4) Пасторелла — написана в буколическом стиле, герой персонифицирован в странствующем рыцаре ;
5) Сирвента — стихотворение на какую-нибудь политическую,
6) Тенсона — спор между двумя поэтами на какую-нибудь моральную, литературную или др. темы. Поэты проводят диалог, поочередно высказывая по строфе. Спор восходит к фольклорной традиции спора зимы и лета.
Он посвящен проблемам творчества.
7) Плач — печальная песня, написанная на смерть синьора или близких.
8) Баллада — танцевальная песня. Исполнялась на народных гуляниях, передает ритм танца. Позже их стали называть лиро-эпическое произведение с эпическим сюжетом.
8) Романс — песня на романском языке. Стихотворение любого содержания, предназначенное для пения.
Бернарт де Вентадорн — выходец из низов, замковый слуга, воспитанный виконтом де Вентадорн. Воспел сначала жену синьора, а затем Элеонору Аквитанскую — королеву Англии, на службе которой о некоторое время состоял. По задушевной мелодичности стихов, по изящности выражения чувств он принадлежал к самым выдающимся трубадурам. Вся его поэзия проникнута любовной темой. «Тот мертв, — заявляет он, — кто не чувствует в сердце нежного вкуса любви. К чему жить без любви, если не для того только, чтобы не докучать другим».
Он говорит о себе: «Когда придет весна и начинают петь птицы, я, у которого в сердце радости больше, чем у них должен конечно петь, ибо все мои дни лишь одна радость и песня и я не помышляю ни о чем другом». В другой кансоне он говорит: «Поэзия имеет для меня цену лишь тогда, когда она исходит из глубины сердца, но это возможно только если в сердце царит истинная любовь. Вот почему мои песни лучше всех других песен, ибо любовь заполняет все мое существо — рот, глаза сердце и чувства».