Образ загородного мира в романе Е. Замятина «Мы»

Идея романа Е. Замятина «Мы» реализуется не только в образах персонажей, но и в атрибутах пространства художественного мира произведения. Город и загородный мир — это противопоставление пронизывает весь Роман.

Основные события произведения происходят в Городе, пространстве прозрачных тел, проинтегрированной жизни, одинаковой нефтяной пищи, механической музыки и поэзии. В Городе заранее все запланировано и предусмотрено. Жизнь здесь упорядочена, люди живут по законам Тейлора: встают, принимают пищу, работают, отдыхают, спят, пишут

стихи и музыку в строго упорядоченном ритме, в определенное для каждого занятия время. Солнце в Городе светит иначе — оно как бы распыляется через зеркальную поверхность стеклянного купола, небо всегда синее, на нем нет ни единого облачка, отсутствует ветер.

Воздух в Городе стерильный — нет никаких запахов. Нет ни земли, ни растительности — все залито ровным асфальтом.

Стерильный Город и живую природу разделяет Зеленая Стена, за которой люди следуют законам природы, живут, руководствуясь инстинктами и физиологическими потребностями. Там светит ослепляющее солнце, плывут облака, воздух полон всевозможных

запахов, земля пружинистая и неровная. Ветер кружит голову и опьяняет оказавшегося за Городом героя.

Не случайно Д-503 близок к состоянию безумия.

Население всего Города ходит в одинаковой серо-голубой одежде — юнифах, жители загородного мира лишены одежды — их тела покрыты шерстью разных оттенков , каждый из этих людей индивидуален.

Горожане не подозревают, что за Зеленой Стеной существует жизнь. Основными образами загородного мира являются деревья: «Как свечки, — в самое небо; как на корявых лапах присевшие к земле пауки; как немые зеленые фонтаны». В мифах дерево выступает в двух формах — древо жизни и древо познания.

Свеча, с которой Д-503 сравнивает дерево, означает связь с Богом, с космосом, иными мирами. Когда же дерево напоминает паука, то это символизирует кровожадность и неутомимость, реализуя идею колеса жизни, центром вращения которого является паук — потенциальный источник смерти.

На наш взгляд, восприятие героем загородного мира отражает начало пути этого персонажа по тропе познания других миров, других ценностей, но процесс познания связан со смертью. Е. Замятин, выводя героя из Города, ставит его в ситуацию начала человеческого пути. Своеобразным доказательством этому служит и мотив искушения, реализуемый в образе героини I. Этот мотив сочетается с мотивом расплаты за ослушание, что и реализуется в дальнейшей судьбе Д-503.

В центре загородной поляны — камень, «голый, как череп». Согласно данным «Энциклопедии символов, знаков, эмблем», камень воплощает связь прошлого с будущим, является знаком единства, силы, прочной основы, защиты и надежности. Череп, на который похож камень, напоминает о смерти. У читателей возникает ассоциация с сюжетом икон Распятия, когда у основания креста с распятым Иисусом лежит череп Адама, чей первородный грех был омыт кровью Спасителя. В загородном мире романа Е. Замятина нет Спасителя, страдающего за людей.

Жители загородного мира далеки от мысли о Боге, знаком чего, на наш взгляд, является образ низко летящей птицы: «…медленно, низко — птица. Я вижу: она живая, как Я, она, как человек, поворачивает голову вправо, влево, и в меня ввинчиваются черные, круглые глаза».

Велико в романе и значение слова — образа МЕФИ. Для героя произведения это слово — знак болезни Города: «…томительной, медленно поднимающейся температуре инкубационного периода врач всегда предпочтет сыпь и сорокаградусный жар: тут уж, по крайней мере, ясно, что за болезнь. МЕФИ, высыпавшее сегодня на стенах, — это сыпь…» Семантика слова МЕФИ в романе нигде не раскрывается, оставить его без объяснения невозможно, так как его появление в Городе спровоцировало болезнь многих горожан. Опираясь на «Энциклопедию символов, знаков, эмблем», мы выявляем сакральные значения звуков, составляющих это слово:

М — наиболее священная буква; в ней заключено мужское и женское начала;

Е — символ окна;

Ф — означает равновесие мыслей, тела и духа;

И — символизирует всеобщее единство, как во времена строительства Вавилонской башни; также обозначает духовную свободу.

Программа, отраженная в звуках этого слова, на наш взгляд, предполагает объединение всех людей — мужчин и женщин, их порыв в другие миры, поиск объединяющих духовных ценностей, сохранения этого вновь создаваемого мира, защита его от той опасности, которая привела к разрушению Вавилонской башни.

Загородный мир, противопоставленный Городу, не воплощает идеала писателя. Антиутопия — это оценка не только жизни Города, но и существования людей за городом. Об этом говорит ряд деталей, выделенных Д-503. Так, на камне герою видится «крылатый юноша, прозрачное тело, и там, где должно быть сердце, — ослепительный, малиново-тлеющий уголь».

Это описание напоминает нам горьковского Данко, который вырвал свое сердце, чтобы осветить дорогу людям, стремящимся вырваться из тьмы болот и лесов. Этот юноша еще с сердцем в груди, и это говорит о том, что не настало пока время, когда потребуется его подвиг. Неслучайно рассказчик несколько раз говорит: «Я понимаю этот уголь… или нет: я чувствую его».

За Стеной герой неожиданно для себя открывает демократическое общество, которое живет по законам природы. Оно свободно, но не анархично, каждый занят в нем своим делом, общая цель этих людей — разрушить Зеленую Стену, «чтобы зеленый ветер из конца в конец — по всей земле». Замятин не объясняет, почему живущие за Стеной покрыты шерстью.

Он дает читателю возможность додумать все самому: последствия ли это выживания в природе, экологической катастрофы, приведшей к различного рода мутационным изменениям. Д-503 несколько раз акцентирует наше внимание на том, что и его руки покрыты волосами, что вызывает у него неловкость. Он понимает, что это атавизм, но читатели видят в этой детали указание на близость этого персонажа жителям загородного мира.

Преодолев Стену, герой опять оказывается в ситуации искушения. «Золотоволосая» и «атласно-золотая», пахнущая травами женщина поднесла Д-503 чашу холодного искристого напитка.

Таким образом, Е. Замятин реализует в жизни людей за Городом библейскую ситуацию начала жизни, подчеркивая, что у человека, живущего чувствами, жизнь более духовна, чем у того, кто во всем следует разуму. Жизнь в Городе и за Зеленой Стеной изображена Замятиным как антиутопия, реализующая мысль писателя о том, что опасность потери человеческого начала угрожает всем, кто разрушает органическое единство разума и чувства.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Образ загородного мира в романе Е. Замятина «Мы»