Стихи с логопедическими упражнениями
Стихи для развития речи детей
Решила заняться с внучкой логопедическими упражнениями, но как сделать занятие интересным? Превратить его в увлекательную игру! В течение дня заучиваем и рассказываем логопедические стихи, обыгрываем их и т. д.
Выполнение этих упражнений подготовит к занятиям с логопедом и поможет существенно сократить их количество. Попробуйте поиграть с детьми — вам понравится!
Как часы, заладим в такт:
— Тик-так! Тик-так!
Разговариваем так:
— Тик-так! Тик-так!
Мы не просто так болтаем,
А секундочки
Отставать нельзя никак:
— Тик-так! Тик-так!
Упражнение «Часики «: приоткрыть рот, чуть улыбнуться; язычок, как маятник, ходит прямо из одного угла губ в другой, НЕ скользит по нижней губе.
Если губки я кусаю,
Значит, я переживаю.
Если губки я чешу,
Значит, сладкого прошу.
Упражнение: покусывать и почесывать сначала верхнюю, затем — нижнюю губу.
Открываем сумочку —
В сумке видим трубочку.
Чередуем упражнения «Улыбка » и «Хоботок «.
Рыбка рыбке говорила:
— Я сегодня борщ сварила
Из ракушек и из ила,
Очень-очень вкусно было!
Рыбка
— Ты, кума, не то сказала:
Это был не борщ, а щи —
Для борща траву ищи!
Упражнение «Рыбки разговаривают «: хлопаем губами друг о друга.
Упражнения:
1)»чашечка»: рот широко открыт, передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов;
2)»котенок лакает»: имитируем движения язычка котенка — «захватываем язычком молочко и отправляем его в рот»;
3) «вкусное варенье «: облизать по кругу губы, затем — в другую сторону;
4) «котенок моется «: имитируем вылизывание котенком шерстки.
Налью в чашечку котенку /упражнение 1
Молочко, молочко.
Он начнет лакать в сторонке /упражнение 2
Молочко язычком.
Служит ложечкой котенку /упражнение 1
Язычок, язычок.
И дрожит хвостик тонкий,
И вздыхает бочок.
А когда закончит ужин
Наш усатый чудак,
Зная, что быть чистым нужно,
Умывается так:
Он оближет свои губки, /упражнение 3
А потом — еще раз,
Чисто вымоет шубку /упражнение4
Язычком, а подчас
Лапой мордочку моет —
Как мочалкой скоблит.
«Мурр!» — мне скажет с любовью:
«Все, спасибо: я сыт! «
Упражнение «чашечка»: рот широко открыт, передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов;
Наливаю медвежонку
В эту чашечку — сгущенку,
В эту чашечку — варенье,
В эту — положу печенье,
В эту — пирожок с капустой,
В эту — морс брусничный вкусный,
В эту — в сахаре орешки.
Ешь, мой милый сладкоежка!
Упражнения:
1)»чашечка»: рот широко открыт, передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов;
2)»ложечка»: — язычок становится более узким и длинным;
3) «едим кашу «: широко открываем и закрываем рот.
Наварила Катя кашки:
Подставляйте, куклы, чашки!
Чашка — Саше, чашка — Маше, / упражнение 1
Эта чашечка — Наташе
И пол-чашки — Валеньке,
Кукле самой маленькой.
Эта — зайке, эта — мишке,
Буратино-шалунишке.
Буратино, сядь, как взрослый! /упражнение 2
Кушай ложкой, а не носом!
Кто все быстро сможет скушать,
Тот пирог получит с грушей.
Ну-ка, быстро взяли ложки! /упражнение 3
Быстро съели все до крошки!
Упражнение «грибок»: язык упирается в верхнее небо, при этом нижняя челюсть опускается и растягивается уздечка языка.
Еле маленький грибок
Через мох пробиться смог.
Целый день он подрастал,
К вечеру огромным стал.
Нас увидев, удивился,
И, подумав, поклонился:
Шляпку снял и выгнул спинку:
— Не возьмете ли в корзинку?!
Упражнение «грибок»: язык упирается в верхнее небо, при этом нижняя челюсть опускается и растягивается уздечка языка.
А теперь — смотри, смотри —
Мы с тобой — богатыри:
Рухнул старый-старый Дом —
Мы поднимем крышу в нем.
Упражнение «ветер»: язычок сворачиваем в трубочку, через нее дуем.
Ветер в трубочку свернул
Листик, в дудочку подул:
Песенка — дыханье Ветра —
Зазвенела… где-то, где-то,
Там, за синими лесами
Обернулась парусами.
Морской Ветер — старший брат —
Этой песенке так рад! —
Щеки надувает,
Парус наполняет:
Облака-кораблики —
Белые журавлики —
Снова за леса плывут —
С моря дождики везут.
Упражнение «ветер»: язычок сворачиваем в трубочку, через нее дуем.
Дую я в свою дуду —
Дудочка поет: «Ду-ду!»
Упражнение «балалайка»: напряженную верхнюю губу раздражаем языком.
— Эй, зайчонок, серый зайка,
Мне сыграй на балалайке!
Подыграй, а я спою
Песню лучшую мою!
Зайка серый разыгрался,
Зайка очень постарался,
Балалаечка звенела,
Белка рыженькая пела.
— Ты устал? Ну, отдохни
И опять играть начни.
Молодчина, зайка!
Вот так балалайка!
Упражнение «дятел»: «выбиваем» звук «Д» кончиком язычка на верхних альвеолах.
— Кто в лесу стучит, стучит?
— Дятел дерево долбит:
— Д-д-д-д-д-д-ды,
Нелегки мои труды:
Я не просто так стучу —
Это дерево лечу:
Под корой — жучков ходы,
Д-д-д-д-д-д-ды.
Упражнения:
1)»гусь»: «шипим » — дуем на широкий язык, подняв его к небу;
2)»индюк»: широкий язык высовываем за верхнюю губу, произнося «бл-бл-бл».
Гусь поспорил с индюком:
Птичник: чей же это дом?
Гусь шипит: «Да ты малыш!
Защиплю! Дом мой! Ш-ш-ш!»
А индюк: «Бл-бл-бл-бла!
У тебя нет ни кола!
Всем понятно: птичник — мой!
Я иду к себе домой!»
Воробьи взлетают с крыш,
Испугавшись «Ш-ш-ш!»
И бегут на край села
Уточки от «Бл-бл-бла!».
…Ты пугать умеешь, друг,
И как гусь, и как индюк?
Нас немного посмеши:
Двух задир нам покажи!
Учимся «рычать»: тренируемся произносить «Р»
Львенок учится рычать,
Очень хочет «Рррр!» сказать.
Мордочку свою задрав,
Хочет — «Рррр!», выходит: «Мяв!»
Как он стать львом грозным сможет?
Мы с тобой ему поможем!
Трактор — синий богатырь —
Как мотор заводит?
— Тррр!
Молния сверкает! Гром!
Мы его не пустим в дом —
Крыша прочная! Нет дыр!
Пусть себе ворчит:
— Гррр! Грррр!
Берег речки. Гладь воды.
Слышно катер: «Ды-ды-ды».
Вот подходит пассажир —
Катерок взревет: «Дрррр! Дрррр!»
Львенок маленький старался,
Львенок долго упражнялся.
Он, как папа, на весь мир
Скажет громко, звонко: «Ррррр!»
Упражнения:
1)»белим потолок»: широким языком проводим от верхних резцов до мягкого неба;
2)»чистим зубы»: языком «чистим зубы » изнутри влево-вправо;
3) «половичок «: широкий язычок расстилаем на нижней губе; через некоторое время чередуем действия: высунуть вперед острый язычок — снова расстелить на губе широкий .
Как-то раз решил свой домик
Привести в Порядок гномик:
Краску, кисточку нашел —
Потолок белить пошел.
Кисточка: назад — вперед,- /упражнение 1
Еще краску гном берет,
Красит вновь: вперед — назад.
Как красиво! Гномик рад.
Он теперь сушеной тиной /упражнение 2 на верхних зубах
Выметает паутину
И в углу, и на комоде:
— Пауки пусть в сад уходят!
Сверху — все. Спускаюсь вниз.
Ну, грязюка, берегись!
Гномик, стоя на коленках, /упражнение 2 на нижних зубах
— Влево-вправо! — моет стенку:
— Вправо-влево! — вновь и снова.
Дом сияет, словно новый!
Положил половичок /упражнение 3
На забор наш старичок:
— Пыль стряхну с него раз пять —
На пол постелю опять.
Вымыт пол. Приятно в доме.
И решил усталый гномик:
— Заслужил я угощенье —
Чай малиновый. С вареньем!