Конспект урока по СБО «Культура поведения»
Тема «Культура поведения»
Цель. Усвоение учащимися совокупности конкретных правил поведения в учреждениях культуры, на транспорте, основанных на уважении к правам и свободам других граждан.
Задачи:
Развивать навыки культурного поведения в общественных местах .
Развивать устную речь, память, обогащать словарный запас.
Формировать положительные моральные качества.
Оборудование: кружки двух цветов красный и зеленый, карточки с заданиями, компьютер, проектор, экран.
Ход урока
I. Организационный момент.
Ребята,
II. Актуализация знаний.
Игра «Это я, это я, это все мои друзья!»
Я буду задавать вопросы, а вы их внимательно слушайте и догадайтесь, в каких случаях надо хором говорить «Это я, это я, это все мои друзья!», а в каких случаях надо молчать. Договорились? Внимание!
Начинаю!
Кто ватагою веселой
Каждый день шагает в школу?
Кто из вас приходит в класс
С опозданием на час?
Кто из вас хранит в порядке
Книжки, ручки и тетрадки?
Кто домашний свой урок
Выполняет точно
Кто из вас, скажите вслух,
На уроке ловит мух?
Кто из вас своим трудом
Украшает класс и Дом?
— Скажите, пожалуйста, в каких случаях вы говорили хором, а в каких молчали?
— Правильно, когда поступок хороший — это про нас; если плохой — это не про нас.
III. Сообщение темы урока.
А сейчас я предлагаю вам выполнить задание на карточках и самим назвать тему сегодняшнего урока.
Задание: В буквенном тексте вычеркнуть все буквы З. если будете внимательны, то из оставшихся букв прочтете тему урока.
— Правильно. Тема нашего урока «Культура поведения». Сегодня мы вспомним правила поведения в общественных местах, будем учиться быть культурными.
IV. Изучение нового материала.
— Что значит быть культурными?
— Ребята, правила культурного поведения еще называют этикетом.
Словарная работа — Этикет. — Ребята, как вы думаете, с каким человеком приятно общаться, напишите его словесный портрет. Т. е. вы хотите сказать, что приятно общаться с человеком, который опрятен, спокоен, вежлив, добр, воспитан. Сегодня мы с вами повторим о правилах правила поведения в общественных местах
Правила поведения в гостях
К нам пришли гости звери из лесной школы вы их узнали? Кто это? По поведению гостей определите, кто из них самый Воспитанный. -Как Хомяк увидел торт на столе, сразу потребовал, чтобы ему отрезали кусочек и весь слопал; -Волк положил 2 лапки на стол и при этом громко свистел, играть с салфеткой; -Поросенок стал разговаривать во время еды с набитым ртом; -Белочка, пережевывала пищу с закрытым ртом, старалась, есть бесшумно.
— Лисенок пожелал приятного аппетита всем сидящим за столом, вилку взяла в левую руку, а нож в правую, а после обеда воспользовалась салфеткой. Каков правильный ответ?
Давайте с вами еще раз прочитаем правила поведения в гостях и все будем их соблюдать, ведь мы с вами воспитанные Дети.
Правила поведения в гостях
В гостях нужно быть вежливым, вести себя спокойно
Поддерживать разговор во время еды, но не разговаривать с набитым ртом
Пережевывать пищу с закрытым ртом, стараясь есть и пить бесшумно
Не отвлекать внимание гостей только на себя. Не ломать и разбрасывать игрушки
Не клади локти на стол, не играй во время еды.
Правильно пользуйся ножом, вилкой, салфеткой.
2. Правила поведения в общественном транспорте
Давайте вспомним правила поведения в общественном транспорте.
Чтение отрывка из произведения С. Михалкова «Шел трамвай десятый номер»
Шел трамвай десятый номер
По бульварному кольцу.
В нем сидело и стояло
Сто пятнадцать человек.
Люди входят и выходят,
Продвигаются вперед.
Пионеру Николаю
Ехать очень хорошо
Он сидит на лучшем месте —
Возле самого окна.
У него коньки под мышкой:
Он собрался на каток.
Вдруг на пятой остановке,
Опираясь на клюку,
Бабка дряхлая влезает
В переполненный вагон.
Люди входят и выходят,
Продвигаются вперед.
Николай сидит скучает,
Бабка рядышком стоит…
Этот случай про старушку
Можно дальше продолжать,
Но давайте скажем в рифму:
— Старость нужно уважать!
Вопросы:
Понравился ли вам главный герой?
Какое правило нарушил Николай
Прочитай и запомни правила поведения детей-пассажиров.
Дети обязаны:
Входить в транспорт и выходить из него со стороны тротуара или обочины и только после полной остановки транспорта;
Держаться за поручни в салоне;
Покупать билеты у водителя только на остановке;
Быть вежливыми, уступать место пожилым людям, инвалидам и маленьким детям.
Выходить принято через переднюю дверь, а входить — через заднюю.
Независимо от того, опаздываете вы или нет, не расталкивайте других пассажиров локтями, устремляясь к выходу.
Детям-пассажирам запрещается:
Отвлекать водителя разговорами во время движения транспорта и стучать в стекло кабины;
Открывать двери транспорта во время его движения;
Высовывать голову и руки из окон.
Не привлекать излишнего внимания, портить общественного имущество
Физминутка «Как живешь?»
В.: Внимание! На месте шагом марш!
В.: Как живешь?
Д.: Вот так! .
В.: Как плывешь?
Д.: Вот так! .
В.: Как бежишь?
Д.: Вот так! .
В.: Вдаль глядишь?
Д.: Вот так! .
В.: Как летишь?
Д.: Вот так! .
В.: Машешь вслед?
Д.: Вот так! .
В.: А шалишь?
Д.: Вот так! .
3.Ну вот наши гости попадают в библиотеку. Как нужно вести себя в библиотеке.
Прочитайте стихотворение, подумайте над правилами поведения в библиотеке.
Есть страна чудесная на свете,
Ее Библиотекою зовут.
Сюда приходят взрослые и дети,
Потому что книги здесь живут.
Но в стране большой библиотеке
Правила особенные есть:
Знать вам обязательно их нужно,
Этих правил, я скажу вам, шесть.
Как войдешь в страну Библиотеку,
Поздороваться со всеми не забудь.
И веди себя достойно и спокойно,
Вежливым и тихим, друг мой, будь!
Ясно, четко, кратко, быстро
Автора и книгу назови.
И когда получишь то, что нужно,
Вежливо «спасибо» ты скажи.
Возвращай полученную книгу
Обязательно в указанный в ней срок,
Чтобы эту книгу без проблемы
Прочитать другой ребенок смог.
Если эти правила, ребята,
Будете вы строго выполнять,
То тогда страна Библиотека,
Будет рада вас всегда принять!
— А сейчас посмотрите на картинку.
-Скажите, какое правило нарушил зайчонок?
— Скажите, а вырывать странички из книжки можно?
Книги нужно беречь
— Нельзя книги перегибать
— Нельзя загибать книжные страницы
— Нельзя закладывать в книги карандаши и ручки. А как называется вещь, которой необходимо пользоваться при чтении книг?
— Нельзя писать и рисовать в книгах
— Нельзя читать книги во время еды
А как нужно вести себя в библиотеке?
Войдя в библиотеку нужно поздороваться
В библиотеке вести себя тихо, не кричать
При выборе книги не хватать все книги подряд, а выбрать по автору или разделу, или назвать библиотекарю название книги или автора
С книгами обращаться аккуратно, не вырывать странички
Получив книгу, нужно сказать спасибо
И самое главное вовремя возвращать книгу
— Ну, вот и подготовили наши герои домашние задания. А давайте вспомним, как нужно вести себя в школе, еще раз напомним нашим гостям.
Собираться нужно заранее, время нужно рассчитать, чтобы не опоздать в класс. Приходить за 10 минут до начало уроков.
Посмотрим на рисунки , и скажем, где зверята поступают правильно, а где нет?
4. Правила поведения в школе:
Звонок на урок для учащихся, вы должны встать возле парты, звонок с урока для учителя, не вставать пока учитель не закончит урок
Если ты хочешь спросить или ответить на уроке, нужно не выкрикивать, а поднять руку.
Не разговаривать во время урока, не отвлекать, не мешать товарищам.
Во время урока внимательно слушать учителя.
На переменах нельзя бегать, кричать.
Если кто-то взрослый входит вовремя урока, то нужно встать и поздороваться.
V. Практическая работа.
Разыгрывание реальных ситуаций
— Сейчас предлагаю вам поочередно взять у меня на столе карточку, на которой будет написано, какое правило этикета вам нужно выполнить. Итак, начинаем. Кто первый?
Задания на карточках
1) Вы опоздали на урок. Ваши слова и действия.
— Нужно постучать, открыть дверь и сказать: «Здравствуйте, я опоздала, разрешите, пожалуйста, войти».
2) Сядьте на стул, затем уступите место учителю. Ваши слова и действия.
— Нужно встать обратиться к учителю и сказать: «Садитесь, пожалуйста, «.
3) Вы идете по улице. Впереди бабушка с тяжелой сумкой. Предложите ей свою помощь.
— Нужно подойти к «старушке» и сказать: «Давайте я Вам помогу» .
4) За партой сидят две девочки. Они беседуют. Спросите у одной из них, который час.
— Нужно подойти к девочкам и сказать: «Извините, что я вас перебиваю, , скажи, пожалуйста, который час?»
5) Вы чихнули. Ваши действия.
— Нужно сказать: «Извините, пожалуйста».
VI. Закрепление изученного материала
— Ребята, в жизни бывают такие ситуации, когда трудно одному принять решение, выбрать правильный ответ, и тогда на помощь приходят ваши учителя и воспитатели, родители или друзья. И сейчас мы будем работать в группах.
Вы должны в группах прочитать ситуацию, подумать и выбрать правильный ответ.
1 ситуация: По улице шла женщина с покупками. Один сверток у нее упал, а она не заметила. Зато увидел мальчик, который шел следом.
Что он должен был сделать?
Поднять сверток и отдать женщине.
Окликнуть женщину и сказать, что у нее упал сверток.
Пройти мимо.
2 ситуация: Если ты сидишь и с удовольствием пьешь чай с пряниками, и вдруг неожиданно приходит твой одноклассник. Что нужно сделать?
Предложить ему выпить чай вместе с тобой.
Предложить гостю посмотреть телевизор, а самому допить чай на кухне.
Прервать чаепитие и закончить его, когда гость уйдет.
Игра «Да — нет»
Условия игры просты:
Если — вы со мной согласны,
И поступок хороший,
Не сидите, не молчите
Хлопайте в ладоши.
Ну, а если плох поступок
И не случался с вами,
Вы тогда все вместе, дружно
Помолчите.
1.Если мест в трамвае нет,
Не стоит покупать билет,
Все равно ты едешь стоя,
Лучше денег съэкономить.
2. Если стали вам грубить
Нужно вслед им нахамить.
3. Если вам подарят книгу,
Вы ответите: «Спасибо».
4. Если вы зашли в кино
А оно идет давно
Нужно громко прокричать:
«Кто посмел без нас начать»!
5. Если к вам пришла подруга
Вы представьте ее другу.
6. Если кто-то вдруг случайно
Вам на ногу наступил
Как бы он ни извинился
Поступок этот мы простим.
Давайте мы поиграем в игру » Вежливо — невежливо» . Если вежливо, то зеленый кружок, если нет — красный кружок.
Поздороваться при встрече…
Толкнуть, не извиниться…
Помочь подняться, поднять упавшую вещь…
Не вставая, обратиться к учителю…
Взять билет на транспорт у кассира…
Не уступить место пожилому человеку…
VII. Нарисуй настроение.
— Посмотрите на эти смайлики. Они отражают разное настроение. Возьмите фломастер и нарисуйте свое настроение, которое было у вас на уроке.
VIII. Итог урока
— Молодцы! Вы все принимали активное участие на уроке. Дарю каждому из вас по маленькому солнышку, и пусть его лучики согревают вас своим теплом и дарят хорошее настроение.