Сочинение на тему: Ранние прозаические произведения Лермонтова
Обращение к прозе — закономерный процесс, связанный с новыми явлениями в русской литературе 30-х годов. Лермонтов не мог не быть захвачен этим процессом. Его самое раннее прозаическое произведение — незаконченный исторический роман «Вадим» . Роман был посвящен чрезвычайно актуальной проблеме: участию дворянина в крестьянском восстании. Вадим с тайными планами мести становится слугой помещика Палицына. Он разжигает в крепостных ненависть к помещику и примыкает вместе с ними к пугачевскому восстанию.
Легко заметить определенное
Однако Лермонтов в то время не мог ничего знать о работе Пушкина над художественным воплощением аналогичной проблемы. Однако социально-историческая проблематика интересовала Лермонтова лишь в той мере, в какой она давала возможность рассказать о романтическом герое-мстителе, противостоящем обществу и вступающем с ним в неравную борьбу.
Вадим У Лермонтова наделен чертами романтического героя, обиженного не только людьми, но и Богом , что заставляет вспоминать Квазимодо из романа В. Гюго «Собор Парижской богоматери». Огромные духовные возможности
Однако Лермонтов еще не делает попытки объективно осмыслить этот характер, показать зависимость героя от реальной действительности, которой он прямо противопоставлен в романе.
Романтический принцип контраста проявляется в соотношении демонической натуры Вадима и его сестры Ольги — «ангела, изгнанного из рая за то, что слишком сожалел о человечестве», как сказано о ней в романе. В стилистическом отношении первое прозаическое произведение Лермонтова неоднородно. В нем используются элементы книжного, условно-романтического языка и разговорная речь, в которой встречаются диалектизмы . Черты такой стилистической двойственности были присущи и ранней драматургии Лермонтова.
Следующее прозаическое произведение Лермонтова, работа над которым также не была доведена до конца, посвящено уже не исторической, а современной действительности. «Княгиня Лигввская» во многом отличается от «Вадима». Это социально-психологический роман, действие которого происходит в Петербурге. В основе сюжета — история отношений главного героя — гвардейского офицера Печорина с княгиней Верой Лигов-ской, в которую он был некогда влюблен, и наметившийся конфликт с бедным чиновником из дворян Красинским. Так появляется социальная проблематика, вносящая нечто новое в творчество Лермонтова.
Образ Красинского не нашел продолжения в последующих произведениях Лермонтова, но в нем заключены тенденции, которые оказались перспективными в историко-литературном плане. Красинского отличает известная двойственность. В нем есть черты «маленького человека» ; это возбуждает жалость, сочувствие.
Но он охвачен стремлением утвердить себя в пределах той же социальной системы. Мотивы индивидуалистического бунта станут характерными уже для героев Достоевского. Многие из них могли бы повторить мысли лермонтовского персонажа: «Деньги, деньги и одни деньги, на что им красота, ум и сердце?
О, я буду богат непременно, во что бы то ни стало, и тогда заставлю это общество отдать мне должную справедливость».
«Княгиня Литовская» — существенный шаг по пути к созданию «Героя нашего времени». Уже здесь отчетливо проявляется возросшее мастерство Лермонтова в психологической обрисовке характеров, данных объективно. По сравнению с «Вадимом» более четко и последовательно решается проблема «человек и среда»; дан первый набросок характера Печорина, хотя и нельзя считать, что в «Княгине Литовской» изложена предыстория того Печорина, с которым мы встретимся в «Герое нашего времени».