Историческая и фольклорная основа романа “Маруся Чурай”

Неоднозначны и противоречивы мысли относительно первоисточников художественной истории Маруси Чурай. В подавляющем большинстве современная критика придерживается мысли о фольклорном происхождении образа сочинительницы песен. Так, Ильницкий делает замечание, что Лина Костенко “отталкивается от легенды”, поскольку о Марусе Чурай “не осталось ни одного документального свидетельства”. Такой же мысли об основе исторического романа и В. Брюховецкий.

В летописи “Наш ребенок” конспективно изложена суть статьи Л. Кауфмана

из книги “Девушка из легенды Маруся Чурай”, где история девушки – еще “нераскрытая тайна украинской истории и культуры… до того времени, пока не будут найдены архивные материалы или другие документы о Марусе Чурай”.

Так вот, знакомясь с этой проблемой, советуем учителю обратиться именно к этой небольшой книжечке, в которую включены предисловие М. Стельмаха, а также двадцать три песни, автором которых, по свидетельству народной памяти, была Маруся. Одним из возможных вариантов начала работы над романом может быть знакомство учеников с песней Чураевны. Хорошо было бы, чтобы “Летит галка через балку”,

“За мир встали козаченьки”, “На огороде верба густая” или любая другая песня с тех двадцати трех прозвучала в живом исполнении, в другом случае можно воспользоваться магнитофонной или грамзаписью. Исследование Л. Кауфмана дает интересные моменты, которые могут быть использованы в произведении. Так, например, ученикам можно прочитать текст приговора полтавской песнотворце, найденный поэтом И. Хоменко в материалах казацкого законодательства XV-XVII столетий.

Эта находка, как заметил автор статьи, “неопровержимо доказывает историчность Маруси Чурай”, давая таким образом возможность думать и говорить о Чураевне как о персонажелице целиком реальном. К рассказу об исторической основе произведения следует привлечь материал об истории возникновения казачества , сведения об упомянутых в романе исторических фигурах Богдане Хмельницком, Якове Острянице, Северине Наливайко.

Желательно, чтобы ученики в процессе работы над романом осуществляли и самостоятельные исследования. На такую работу их можно сориентировать заранее. “Книга с делом Маруси Чурай” состоит из девяти разных по объему частей, имеет две сюжетные линии: личная судьба Маруси Чурай и освободительная борьба украинского народа с польской шляхтой. Она пришла к читателю, “вызванная силой художественного воображения на основе детального изучения эпохи.

И сквозь это, казалось бы, тусклое окошко, сквозь шаткую кладку, перекинут мост между тремя столетиями, читатель оказывается в воспроизведенной удивительно зримо и ярко среде времен Хмельниччины, где бурлят социальные и обычные человеческие страсти, где соседствуют благородство и коварство, верность и измена, отвага и трусливость, рыцарская победа и хитрое приспособленчество”. Так вот, исходя из установки как можно полнее охватить романный материал от определяющих его концепций до наименьших деталей, акцентируем внимание на таких основных проблемах:

– Талантливое воспроизведение Линой Костенко общественно-исторического контекста эпохи. – Характеры в романе как выразители и носители законов общественного времени. – Проблема любви и измены в романе: два аспекта ее реализации. – Материнский образ в романе. – Трагедия личности и драма художника.

Названные проблемы, бесспорно, имеют еще и свою сетку мотивов и ряд вопросов . Над ними будем думать, в процессе, анализа произведения.


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Пожар художественные средства распутин.
Сейчас вы читаете: Историческая и фольклорная основа романа “Маруся Чурай”