Импрессионизм Фетовской литературы
Долгое время Афанасий Афанасьевич Фет считался «жрецом чистого искусства», что было неверно. Это явно заметно даже в его личном программном заявлении: «…Не знаю сам, чтоб буду петь — но только песня знает» — оно может быть трактовано не как поэтический «каприз», а как отзывчивость поэта на изменения окружающего мира. Фета, как поэта ведет вперед впечатление о мире вокруг него, это впечатление живыми образами передается человеку, читающему его стихи.
Основываясь на впечатлении, он создает целый яркий, сочный поэтический
Уноси мое сердце в звенящую даль,
Где как месяц за рощей печаль;
В этих звуках на жаркие слезы твои
Кротко светит улыбка любви.
О дитя! как легко средь незримых зыбей
Доверяться мне песне твоей…
Назначение поэта — воплотить невоплощенное, быть соединительным звеном между разрозненными частями мира и человеческими душами:
Дать жизни вздох, дать сладость тайным мукам, Чужое вмиг почувствовать своим, Шепнуть о том, пред чем язык немеет, Усилить бой бестрепетных сердец Вот чем
Фет известен и как один из ведущих певцов природы. А действительно, природа в его стихах запечатлена чувственно, тонко, проникновенно, потому что автор замечает малейшие перемены в ней:
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица.
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..
Фет выверяет свой стих, «строит» его, заставляет звучать прекрасной музыкой. Изменения «милого лица» и изменения в природе — подобный параллелизм типичен для фетовских стихов. Фет, увидев красоту мира, пытается ее сохранить в своих стихах. Думаю, что поэт вводит эту связь между природой и любовью потому, что выразить свои чувства и впечатления можно, только говоря о прекрасном и вечном, а любовь и природа — две самые прекрасные вещи на земле, и нет ничего более вечного, чем природа и любовь.
Выражая свои впечатления, он в несколько раз увеличивает остроту восприятия, вводя эту связку.
Не только состояние природы отражается на состоянии человеческой души. Природа и люди — составные части единого мира, и через природу человек лучше понимает себя, описывая ее, может полнее выразить собственное психологическое состояние. Но природа вечна, деревья «останутся холодной красой пугать иные поколенья» , а человек смертен, и все-таки он может учиться у природы стойкости, надежде на лучшее:
Не верь весне. Ее промчится гений,
Опять теплом и жизнию дыша.
Для ясных дней, для новых откровений
Переболит скорбящая душа.
Сочетания нескольких важнейших мотивов фетовской лирики можно проследить по такому стихотворению:
Какая грусть. Конец аллеи Опять с утра исчез в пыли, Опять серебряные змеи Через сугробы поползли. На небе ни клочка лазури, В степи все гладко, все бело, Один лишь ворон против бури Крылами машет тяжело. И на душе не рассветает, В ней тот, же холод, что кругом.
Лениво дума засыпает Над умирающим трудом. А все надежда в сердце тлеет, Что, может быть, хоть невзначай, Опять душа помолодеет, Опять родной увидит край, Где бури пролетают мимо, Где дума страстная чиста, И посвященным только зримо Цветет весна и красота.
Картина природы — это одновременно как бы и картина человеческой души. Но природа меняется, придет пора, когда снега растают, и, надеется лирический герой, «душа опять помолодеет». А, кроме того, искусство — это и есть тот «родной край», где нет никаких бурь, где «цветут весна и красота». А. А. Фет был одним из родоначальников русского импрессионизма, появившегося как стиль в Европе в конце XIX века.
Его произведения оказали влияние не только на русскую, но и на мировую культуру. Влияние Фета отчетливо видно, если рассмотреть творчество поэтов и художников XX века. Из них особо можно выделить Блока.
Его поэзия очень схожа с поэзией Фета. Мне особенно напоминает Фета стихотворение Блока «Осенняя воля», хотя оно больше связано с окружающей реальностью.